'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №8 (29) том 2
  4. Научная статья № 8

Просмотры  117 просмотров

Докукина М.И.

  


ПРОБЛЕМЫ РАЗГРАНИЧЕНИЯКОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНЫХ И РЕГУЛЯТОРНЫХ ФУНКЦИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ *

  


Аннотация:
в представленном исследовании изучаются проблемы, возникающие в ходе определения границ функций по контролю и надзору и регуляторных функций на уровне федеральных органов. Выдвигается теория об уместности отсутствия полномочий для утверждения нормативно-правовых актов, имеющих юридическую силу обособленно внутри учреждения и осуществляющих организационные функции в отношении состава работников и их страховых прав и обязательств. Реформирование и оптимизация системы федеральных служб и министерств, с рассматриванием института полномочий и функций отдельно, требует внимания и осуществления на базе сложившихся процедурных норм. Подобные реформы невозможны без вступления в силу новых законов на уровне субъектов федерации о нормативно-правовых актах и контроле со стороны государственного аппарата   

Ключевые слова:
государственное управление, федеральные органы исполнительной власти, функции федеральных органов исполнительной власти, контрольно-надзорные функции, регуляторные функции, нормотворчество   


В деятельности государственных органов исполнительной власти функции контроля и регуляции часто настолько смежны, что тяжело провести четкую границу их обозначений и действий, связанных с исполнением конкретной функции. Исследователь В.Г. Афанасьев, высказываясь по этому вопросу, заметил, что во многих случаях выполнения данных функций наслаивается, дублирует похожие действия, приводя к сочетаниям комплексной деятельности. Так, например, организовывают и распределяют контроль, регулируют отчетность и планирование и т.п. В преимущественном большинстве сходные функции имеют также близкие по семантике определения, однако, в зависимости от уровня полномочий федерального органа, их исполнение приобретает узкую направленность и разные детали, определяются по-разному подходы к работе, алгоритмы и правовые аспекты. Функция контроля, параллельно с этим, состоит не только в проверке соблюдения требований закона Российской Федерации на проверяемых объектах, но и в отслеживании хода выполнения функции регуляции, ведь только при надзоре можно оценить эффективность применяемых мер. В настоящее время актуальность приобретает такой вид нормативноправовых актов как ведомственные. Это связано с тем, что подобная категория актов позволяет достаточно гибко и быстро реагировать на происходящие в социуме изменения и новые условия деятельности органов. Это еще раз указывает на взаимосвязь функций регулирования и контроль-надзорной деятельности, поскольку их применимость и результаты прямо пропорциональны в данном вопросе. При этом, строгое разграничение этих функций и наделение отдельных органов полномочиями лишь одной из них вероятнее всего поспособствует ухудшению эффективности работы органов и необходимости поддержания постоянной связи для обмена актуальной информацией по текущих задачам. Исходя из этого, можно отметить, что проблема разграничения функция также сплетена с новыми возникающими трудностями при осуществлении мер по воплощению подобных разграничений.  В существующей ситуации предлагается руководствоваться несколькими факторами при определении функций для федеральных органов исполнительной власти: — Органам с контролирующими функциями предоставлять не полный доступ к полномочиям внутриведомственных регулирующих действий, поскольку это может спровоцировать постепенных переход регулирующих функций в надзорные, несмотря на то, что функция контроля не должна являться первостепенной. — Органы регулирующих функций не должны иметь рычагов давления на контролирующие федеральные органы, поскольку в подобном случае данные, собранные с помощью таких органов в ходе выполнения проверок для контрольно-надзорной деятельности, могут быть искажены для изменения статистики отчетов об эффективности выполнения регулирующей функции органов. — Полномочия по регулированию контрольно-надзорной деятельности следует оставить лишь на законодательном уровне без возможности ограничивать их на уровне ведомств, в противном случае невозможным становится унификация алгоритмов проверок и оповещений, которые важны для проверяемых объектов, и возрастает риск использования полномочий и власти в личных целях отдельным органов и их представителей. Регуляторную функцию принято называть также нормотворческой. К задачам и полномочиям этой функции относят создание и придание юридической силы актам нормативно-правового характера, которые регулируют отношения федеральных органов исполнительной власти к объектам их проверок и другим организациям, не имеющим властных полномочий. Такого рода отношения являются одной из фундаментально важных основ работы исполнительных органов. Помимо этого, нормотворчество предполагает формулирование и воплощение норм по внутреннему регламенту взаимодействий государственных учреждений и их кадровому составу, обеспечивающие порядок выполнения своих обязанностей в каждом отдельном ведомстве. По мнению автора данной статьи, ограничение регулирующих действий органов контроля целесообразно относительно наделения юридической силой нормативно-правовых актов, которые отвечают за регулирование отношений с вневластными объектами и определяют системный подход и алгоритмы в области самой процедуры контроля. Однако принятие правовых норм, отвечающих за упорядочения систем внутри ведомства, следует оставить в полномочиях описываемых органов власти. Следует отметить, что реформирование системы функций в различных федеральных органах, как и их деятельности вообще, должно проводится в соответствии с общими и едиными федеральными законами о нормативноправовых актах и законами о федеральных органах исполнительной власти. Однако на данный момент в Российской Федерации все еще не принят ни один из указанных законов, несмотря на тот факт, что в научной среде широко обсуждается необходимость и даже потребность в данных федеральных законах. Такие образом, отметим, что пока правовое регулирование органов власти не имеет под собой законодательного фундамента, регламентирующего его. Задачи и параметры регуляции на уровне государственных ведомств определены только в рамках принятых подзаконных актов. Принятие федеральных законов о федеральных органах исполнительной власти и особенностях, и правилах принятия нормативно-правовых актов обозначило бы регулирование всех отдельно рассматриваемых в данной статье вопросов. Одновременно с этим в указанных законах стоило бы отразить особенно принятие правовых актов о регулировании отношений с объектами, находящимися под воздействием контрольно-надзорной функции органов, кадрового состава учреждений федеральных органов и их внутреннего регламента. Контрольно-надзорная функция государственных органов является предметом многих дискуссий среди исследователей права и юриспруденции, поскольку высказываются предположения даже об отделении ее в ее одну ветвь власти. Некоторые ученые считают, что следовало бы пересмотреть существующую систему субординации и передать федеральные службы в прямое подчинение Правительству Российской Федерации. Деятельность по контролю и надзору наряду с нормотворческой деятельностью на данный период времени не имеет подкрепляющих законодательных источников. Правительством РФ на рассмотрение Государственной Думы предложен проект федерального закона «Об основах государственного и муниципального контроля (надзора) в Российской Федерации». В нем предлагаются меры по минимизированию существующих недостатков в контрольно-надзорной деятельности федеральных органов и пункты по регулированию и унификации их деятельности. 

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №8 (29) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Докукина М.И. ПРОБЛЕМЫ РАЗГРАНИЧЕНИЯКОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНЫХ И РЕГУЛЯТОРНЫХ ФУНКЦИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ // Вестник науки №8 (29) том 2. С. 60 - 65. 2020 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/3508 (дата обращения: 25.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/3508



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2020.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.