'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №8 (29) том 2
  4. Научная статья № 9

Просмотры  168 просмотров

Тимонина Е.В.

  


ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ *

  


Аннотация:
в представленной работе исследуется широкий спектр отдельных особенностей в правовой среде, а также обязанностей государственных служащих. Особенно подробно изучается дисциплинарная ответственность на государственной службе, ее нормы и нормативно-правовые акты, по которым она осуществляется и определяется, порядок назначения наказаний на разных уровнях юридической ответственности. Помимо этого, в статье анализируются и разбираются с точки зрения правовой теории существующие на практике примеры дел о дисциплинарной ответственности государственных служащих и соответствующих мер, которые были приняты вследствие установления степени вины служащего. Среди подобных мер можно выделить градационно замечания, выговоры, предупреждение недостаточной степени квалификации, увольнение. Последовательно изучаются правила порядка привлечения к ответственности государственных служащих, особенно в случаях, когда их действия послужили причиной причинения вреда другим лицам или требуют дополнительной материальной ответственности. В ходе исследования была выявлена необходимость создания единого списка дисциплинарных поступков, которые предполагают дисциплинарную ответственность и общую тенденцию к ухудшению положения государственного служащего в случае подобного поведения   

Ключевые слова:
дисциплинарная ответственность, государственный служащий, гражданская служба, дисциплинарный проступок   


При выполнении государственной службы существует особый вид ответственности, который обозначается как дисциплинарный. Данный тип ответственности относится к охранительным правоотношениям и является важным не только в рамках учреждения, в котором состоит на службе сотрудник, но и в масштабах государства в целом и отдельных органов управления, а иногда дисциплинарная ответственность государственного служащего затрагивает интересы всех граждан Российской Федерации. Охранительные правоотношения предполагают публичный характер и позволяют изучить дисциплинарную ответственность и с точки зрения служебного права, и как автономную и обособленную часть юридической ответственности, применяемую к представителям государственной службы страны. Дополнительной отличительной чертой такого рода правовой области является тот факт, что субъектами или сторонами в данном случае выступают работодатель как отдельный субъект и государственный служащий, который по определению представлен как лицо со служебными обязанностями, которые предполагают регулирование, защиту и поддержание правопорядка в государстве. Однако в ситуации с приемом на государственную службу наниматель имеет полномочия действовать от лица государства, что также достаточно разительно отличает устройство на государственную должность от любых других профессий. Помимо прочего нормы для взаимодействия и правового пояснения работы и аспектов зафиксированы в Федеральном Законе номер 79- ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации. В существующем законодательстве обозначена лишь общая причина для привлечения к дисциплинарной ответственности государственного служащего – это совершение данным лицом дисциплинарного проступка. При этом определение дисциплинарного поступка обозначено как некачественное выполнение обязанностей по вине самого сотрудника, либо невыполнение их вовсе. Тем не менее, одной из главных проблем является широкая возможность интерпретации данного термина. Не существует списка или перечня каких-то определенных поступков, которые составляли бы единый перечень по поступкам, ведущим к определенным наказания с точки зрения дисциплинарной ответственности. В дискуссионном поле исследователей права нередко поднимается вопрос о закреплении хотя бы части проступков, которые направлены на публичные интересы и требуют серьезных мер по дисциплинарной ответственности. Порядок мер, применяемых при дисциплинарных нарушениях, имеет обязательный и строго императивный характер, поскольку самоличное вольное изменение обозначенных санкций за совершенный проступок не является возможным. Дисциплинарную ответственность по Трудовому кодексу Российской Федерации принято разделять на специальную и общую, в последней из которых присутствует подразделение еще на три категории: замечание, выговор и увольнение в связи с определенными причинами. Следует отметить, что государственные служащие являются отдельной категорией работников, в связи с чем требовались дополнительные формы дисциплинарных взысканий. Необходимо также было не просто их обозначение, но и правомерность в использовании, а значит, подобные формы мер наказания должны быть отражены в законодательстве. Так в Законе о гражданской государственной службе существует обозначение мер при различных уровнях нарушений в ходе службы, а именно замечание, выговор, предупреждение о некомпетентности в специализации и выполнении обязанностей, увольнение с занимаемого поста государственной службы в правомерном порядке. Градация применяемых мер зависит от тяжести совершенного проступка. При этом существует пропорциональность в том, что за одно произошедшее нарушение следует одно применение корректирующих мер в отношении сотрудника государственной службы. Наниматель самостоятельно выбирает соответствующий проступку тип применяемой санкции. Чаще всего при опоздании на рабочее место сотруднику делается замечание. При многократном и систематическом опоздании, которые продолжают происходить даже после замечаний руководителя, назначается выговор. Если госслужащий недостаточно качественно или откровенно плохо выполняет возложенные на него обязанности, следует вынесение ему предупреждения. Увольнение происходит в особо серьезных случаях при нарушении служащим основным или моральным базисов рабочей среды и ответственности. Например, увольнение может произойти, если государственный служащий появился на рабочем месте в состоянии алкогольного опьянения, что абсолютно недопустимо. Отличительной чертой исследуемых правоотношений по сравнению с обычными рабочими и нормами Трудового кодекса заключается также в системе применения мер к государственным служащим. По правилам для применения дисциплинарных мер служащему необходимо в течение 2 дней с момента назначения подобных санкций за проступок предоставить объяснение в письменной форме о произошедшем инциденте. После этого производится служебная проверка, в ходе которой уточняются обстоятельства произошедшего, наличие самого проступка и условия, при которых происходили действия. По итогам данной проверки устанавливается, применимы ли соответствующие санкции к государственному служащему и насколько их применение правомерно. Если в течение следующего года после последнего проступка по дисциплинарной ответственности государственный служащий не совершит ошибок в ходе службы и не будет привлечен к ответственности, по правилам службы считается, что сотрудник не имеет дисциплинарных взысканий. Так как работа сотрудников государственной службы непосредственно связана достаточно часто с потенциальным ущербом для граждан или юридических лиц, возмещение ущерба в материальном плане возлагается на государственный орган, в котором работает обозначенный сотрудник. По концепции дисциплинарной ответственности, которая так же применяется в трудовом законодательстве, сотрудником выплачивается материальный ущерб. Однако в отношении государственных служащих применяется Закон о государственной гражданской службе, в котором нет подобным норм, а значит материальная ответственность ложится только на государственный орган. Автор статьи предполагает, что внесение в Закон о гражданской службе пунктов со списком дисциплинарных поступков хотя бы в рамках общих категорий и пункта о личной материальной ответственности, является необходимым изменением. Регулирование правоотношений государственных служащих и нанимателей является важным с точки зрения государства объектом. Регламентация дисциплинарной ответственности и проступков, ужесточение отдельных мер и санкций, применяемых к сотрудникам, которые повлекли причинение вреда гражданам, – все эти меры необходимы в ходе развития и усовершенствования гибкости правовых взаимоотношений государственных служащих для их ограничений и контроля со стороны нанимателей и налогоплательщиков как представителей гражданского общества Российской Федерации.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №8 (29) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Тимонина Е.В. ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Вестник науки №8 (29) том 2. С. 66 - 70. 2020 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/3509 (дата обращения: 26.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/3509



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2020.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.