'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №8 (29) том 3
  4. Научная статья № 7

Просмотры  105 просмотров

Худякова А.В.

  


О ВЗАИМОСВЯЗИ НОВОГО ПРОЦЕССУАЛЬНОГО СТАТУСА ПРОКУРОРА И ВОЗМОЖНОСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ЗАКОННОГО И ОБОСНОВАННОГО ПРИГОВОРА *

  


Аннотация:
в данной статье рассматриваются особенности процессуального статуса прокурора, анализируется его взаимосвязь с производством уголовного дела, в том числе с возможностью постановления законного и обоснованного приговора   

Ключевые слова:
прокурор, процессуальный статус прокурора, уголовное судопроизводство, руководство предварительным расследованием   


Уже больше 10 лет прокурор вынужден перестраивать свою деятельность в связи с новым, урезанным процессуальным статусом, закрепленным Федеральным законом от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации». Данным нововведением законодатель необоснованно отобрал у прокурора важнейшие, во многом определяющие ход и результат уголовного процесса полномочия, и представил их руководителю следственного органа. В настоящее время уже не обладающий силой приказ Генерального прокурора РФ от 5 июля 2002 г. №39, касающийся полномочий прокурора в уголовном процессе, содержал указание на то, что на этапе досудебного производства прокурор был руководителем уголовного преследования. Прокурорский надзор за расследованием представлял собой именно процессуальное руководство следствием. Объективное, качественное и достаточное руководство процесса одного органа должно быть обеспечено органом, надзирающим за этим органом, а не только руководителем этого самого органа. Это понятно и без примеров. Бесспорно, выходит, что руководить следствием в целях достижения законности процесса единственно верно должен прокурор. Если сопоставить руководство и надзор через призму определения этих понятий, можно резюмировать, что применение каждого из этих актов контроля следствия со стороны прокурора способствует обеспечению законности действий следователя. В статусе полноценного руководителя уголовным преследованием прокурор существовал до 1 июля 2007 г. Несмотря на то, что законодатель вернул прокурору часть полномочий, в рамках возбуждения уголовного дела и реализации уголовного преследования, выразив их Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. №404-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов предварительного следствия», руководство предварительным расследованием в полной мере прокурору не возвращено. Возможность постановления законного и обоснованного приговора исключается, если в досудебной стадии допущено нарушение гарантированных Конституцией РФ прав обвиняемого на судебную защиту или потерпевшего на доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба. Одной из мер реагирования суда на выявленные по делу нарушения и ограничения прав участников процесса является возвращение уголовного дела прокурору. Как показала изученная практика возвращения Северодвинским городским судом Архангельской области за период 2018-2019 годов уголовных дел прокурору в порядке, установленном ст. 237 УПК РФ, в 2018 году, первом квартале 2019 года сохраняется тенденция возвращения уголовных дел прокурору. Так, в 2018 году возвращено прокурору 7 уголовных дел, из которых 2 постановления о возвращении уголовных дел обжаловано в апелляционном порядке, все постановления апелляционной инстанцией оставлены без изменений, в первом полугодии 2019 года возвращено прокурору также 7 уголовных дел, из которых 4 постановления о возвращении уголовных дел обжаловано в апелляционном порядке, все постановления апелляционной инстанцией оставлены без изменений. Законодатель должен делегировать прокурору следующие полномочия: самостоятельно собирать, оценивать и, соответственно, обоснованно представлять доказательства в суде. Помимо этого, у прокурора непременно должно быть полномочие выражать, предъявлять, пересматривать обвинение как смягчая его, так и автономно от имени государства вменяя более тяжкое. Вручив прокурору заявленные полномочия, законодатель определенно сумел бы улучшить обстановку существенного снижения качества разрешения уголовных дел. Прокурор, имея эти инструменты, может своевременно выявлять недостатки расследования дела, устранять, а также, имея полномочие переформулировать и предъявлять новое обвинение, предотвращать их на досудебной стадии.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №8 (29) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Худякова А.В. О ВЗАИМОСВЯЗИ НОВОГО ПРОЦЕССУАЛЬНОГО СТАТУСА ПРОКУРОРА И ВОЗМОЖНОСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ЗАКОННОГО И ОБОСНОВАННОГО ПРИГОВОРА // Вестник науки №8 (29) том 3. С. 33 - 35. 2020 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/3542 (дата обращения: 02.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/3542



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2020.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.