'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №8 (29) том 3
  4. Научная статья № 8

Просмотры  265 просмотров

Акулин Е.В.

  


ФОРМИРОВАНИЕ МИНИСТЕРСКОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В НАЧАЛЕ XIX В. *

  


Аннотация:
в данной статье рассматривается министерская реформа, проведенная в Российской империи в первой четверти XIX в.   

Ключевые слова:
Александр I, М. М. Сперанский, министерство, Сенат, Манифест, департамент, реформа   


К моменту воцарения императора Александра I (1777 – 1825 гг.) государственное управление России находилось в глубоком кризисе. Создание министерств в 1802 г. стало началом министерской реформы в Российской империи. Изначально не было четко определено конкретного места для каждого министра в общей иерархии государственных органов страны, а также его взаимоотношений с другими органами управления. Согласно манифесту об учреждении министерств 1802 г. были образованны 8 министерств: иностранных дел, внутренних дел, юстиции, военных дел, морских сил, коммерции, финансов и народного просвещения. Главами министерств являлись министры, которые также были членами Непременного совета (высший совещательный орган Российской империи в период с 1801 по 1810 гг.) и присутствовали в Сенате (высший государственный орган в Российской империи, который был подчинён императору). В свою очередь, министры были подотчетны перед Сенатом и императором. Не смотря на образование централизованной министерской системы государственного управления Российской империи, продолжало действовать 3 центральных органа придворного управления: Кабинет его императорского величества, Придворная контора, Департамент уделов. Ограниченная специализация учреждений и юридическая неопределенность правового статуса ставили их за рамки общей системы государственного управления. Постепенный процесс ликвидации коллегий (центральные органы управления в России, сформированные в период правления Петра Великого взамен системы приказов) вел к устранению тенденций, которые были присущи коллежской системе управления: разделению административных и судебных полномочий, совмещенных в некоторых коллегиях. В самом начале министерской реформы, в период с 1802 по 1810 гг., министры действуют в правовой свободе, так как кроме манифеста и указа 1802 г., не было других законодательных актов, которые регламентировали бы их деятельность. В дальнейшем, недостатки министерской реформы были изучены и систематизированы М. М. Сперанским (1772 – 1839 гг.), и затем были представлены им в плане реформы всего внутриполитического устройства государства. В данном проекте М. М. Сперанский выделил 3 главных недостатка министерской реформы: недостаток ответственности, несоразмерность и неточность в разделении дел, недостаток точных правил. На ликвидацию этих недостатков было направлено новое преобразование министерств 1810 – 1811-х гг. Начался завершающий этап министерской реформы. Манифест 1810 г. разделял все государственные дела на 5 главных частей: 1. внешние отношения находились в компетенции МИДа; 2. внешняя безопасность поручалась военному и морскому министерствам; 3. государственной экономикой ведали министерство внутренних дел, министерство народного просвещения, министерство финансов, Государственный казначей, ревизия государственных счетов, Главное управление путей сообщения; 4. устройство суда гражданского и уголовного  поручалось министерству юстиции; 5. за устройство внутренней безопасности отвечало министерства полиции. В это же время, создавались новые центральные органы государственного управления: министерства полиции и Главного управления духовных дел разных исповеданий. Появилось звание Государственного контролера - руководителя ревизии государственных счетов. Во главе каждого министерства стоял министр и его заместитель (товарищ). При министерстве находился совет министра и канцелярия. Аппарат министерства включал несколько департаментов, делившихся на отделения, которые подразделялись на столы. Министры подчинялись лично императору, также они назначались и смещались по его личному решению. Министру подчинялись директор канцелярии и директора департаментов, директорам департаментов в свою очередь подчинялись начальники отделений, а начальникам отделений столоначальники. С учреждением министерств и Комитета Министров (высший совещательный и распорядительный орган России, который действовал при императоре в период с 1802 по 1906 гг.) Сенат начал постепенно терять роль высшего органа государственного управления, сохранив при этом лишь значение высшего судебного органа и органа надзора. По сути, Сенат XIX в. являлся совокупностью ряда департаментов. Звание генерала-прокурора (глава Правительствующего Сената) было соединено с должностью министра юстиции. Во главе каждого департамента назначался обер-прокурор. В состав департаментов Сената входили несколько сенаторов назначенных императором и канцелярия. Число департаментов в I-й половине XIX в. выросло с VII до XII. Происходило перераспределение функций между департаментами.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №8 (29) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Акулин Е.В. ФОРМИРОВАНИЕ МИНИСТЕРСКОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В НАЧАЛЕ XIX В. // Вестник науки №8 (29) том 3. С. 36 - 39. 2020 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/3543 (дата обращения: 12.07.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/3543



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2020.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.