'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №8 (29) том 4
  4. Научная статья № 5

Просмотры  102 просмотров

Минин В.В.

  


АНАЛИЗ РИСКОВ ПРИ ВЫБОРЕ ПРАВОВОГО СРЕДСТВА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА *

  


Аннотация:
в данной статье рассматривается и обосновывается важность проведения анализа рисков при выборе правовых средств государственного контроля и надзора   

Ключевые слова:
контрольно-надзорная деятельность, правовые средства, риски   


Ключевым, на что необходимо обратить внимание при выборе правового средства осуществления государственного контроля и надзора за деятельностью хозяйствующих субъектов, является анализ рисков причинения вреда или ущерба охраняемым законом ценностям, с реальным возникновением которых связана та или иная деятельность. Анализ рисков должен предшествовать выбору правового средства, прежде всего, по причине того, что он позволяет выявить потенциальные «источники» нарушений обязательных требований, а следовательно, и «источники» причинения вреда или ущерба охраняемых законом ценностям. Это, в свою очередь, помогает в выборе механизмов воздействия на такие «источники» (то есть правовых средств). Риски можно условно разделить на две группы: общие и специфические. Общие риски характеризуются тем, что их возникновение возможно в процессе осуществления любой деятельности (за редким исключением). К ним можно отнести риск возникновения пожара, так как вся деятельность так или иначе связана с использованием пожаровзрывоопасных веществ и материалов. Специфические риски, в свою очередь, связаны с определенным видом хозяйственной деятельности и их возникновение напрямую связано с особенностями выполняемых работ, оказываемых услуг или продукции. В случае если соблюдение требований, которые направлены на минимизацию возникновения общих рисков, могут оцениваться при помощи единых для всех видов деятельности правовых средств контроля и надзора (например, путем проведения проверок) [2], то в случае с требованиями, связанными со специфическими рисками, следует использовать наиболее подходящие для этих рисков средства исходя из особенностей деятельности. Так, к примеру проанализируем специфический риск в сфере оказания услуг общественного питания, связанный с отравлением или иным причинением вреда жизни или здоровью посетителей предприятия общественного питания продаваемой (изготавливаемой) продукцией. Для минимизации уровня данного риска контроль и надзор следует сконцентрировать на устранении двух факторов: использование некачественных продуктов и несоблюдение правил (санитарно-эпидемиологических требований) при приготовлении блюд. Контроль безопасности используемой продукции (сырья) может быть осуществлен при помощи внедрения технологий цифровой прослеживаемости продукции (в особенности, для продукции животного происхождения) и соответствующего мониторинга за действиями, совершаемыми в отношении нее (производство, купля-продажа предприятием общественного питания, использование для приготовления блюд). Такой контроль полностью автоматизирован на стадии сбора и обработки информации об используемой на предприятии продукции. Таким образом, в распоряжении органа власти будет вся информация о продукции, при этом субъектам цепи поставок продукции необходимо только вносить сведения о продукции без непосредственного взаимодействия с контролирующими органами. Тем самым будет минимизирована возможность использования продукции с истекшим сроком годности или сомнительного происхождения. Недопущение второго фактора – нарушения требований к приготовлению блюд – очень сложно обеспечить на каждом этапе, поскольку, как указывается в специальной литературе: «прежде чем превратиться в готовые блюда сырье проходит различные стадии кулинарной обработки в заготовочных и доготовочных цехах предприятий общественного питания» [1, с. 77]. Однако оценку соблюдения требований возможно осуществить при помощи разрешительных механизмов или процедур согласования (уведомления), которые характеризуют контроль ex ante (предварительный). При текущей деятельности предприятия общественного питания соблюдение санитарноэпидемиологических требований, которые влияют на безопасность продукции, может быть проконтролировано посредством выборочного контроля безопасности готовых блюд. Приведенный пример иллюстрирует то, как анализ рисков причинения вреда или ущерба охраняемым законом ценностям предшествует эффективному выбору правового средства с точки зрения специфики объекта государственного контроля и надзор – определенного вида деятельности. Безусловно, для качественного анализа вида хозяйственной деятельности требуется подробная оценка всей информации о соответствующей отрасли экономики, включая статистические данные, правоприменительную практику, результаты научных исследований и другие сведения. Кроме того, в процессе такого анализа целесообразно получить позиции предпринимательских сообществ, представляющих интересы отрасли хозяйственной деятельности.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №8 (29) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Минин В.В. АНАЛИЗ РИСКОВ ПРИ ВЫБОРЕ ПРАВОВОГО СРЕДСТВА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА // Вестник науки №8 (29) том 4. С. 23 - 26. 2020 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/3553 (дата обращения: 13.06.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/3553



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2020.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.