'
Минин В.В.
МОНИТОРИНГ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ КАК ПРАВОВОЕ СРЕДСТВО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА *
Аннотация:
в данной статье анализируется мониторинг деятельности хозяйствующих субъектов в качестве одного из правовых средств государственного контроля и надзора
Ключевые слова:
контрольно-надзорная деятельность, мониторинг, правовые средства
Мониторинг представляет собой постоянное наблюдение за всей деятельностью хозяйствующих субъектов или за их отдельными действиями с помощью сбора, обобщения, анализа и систематизации информации в том числе в целях совершенствования иных используемых правовых средств. Характерным примером мониторинга деятельности является налоговый мониторинг, который заменяет традиционные проверки на взаимодействие хозяйствующего субъекта с налоговым органом на основе удаленного доступа к информационным системам налогоплательщика и его бухгалтерской и налоговой отчетности. Такой способ предоставления данных налоговому органу позволяет, в частности, оперативно согласовывать с налоговым органом позицию по налогообложению планируемых и совершенных операций. Безусловно, названное правовое средство осуществления государственного контроля и надзора позволяет более эффективным образом взаимодействовать с подконтрольными лицами без возложения большого количества обязанностей на них, оперативно реагировать на нарушения требований. При применении такого правового средства в меньшей степени возможно использование средств контроля в качестве административных барьеров, что свидетельствует об эффективности мониторинга при осуществлении государственного контроля и надзора. Также в системе действующего законодательства предусмотрены, например, социально- гигиенический мониторинг (статья 45 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»), мониторинг эффективности и безопасности лекарственных препаратов (фармаконадзор, статья 64 Федерального закона «Об обращении лекарственных средств»), мониторинг безопасности медицинских изделий (статья 96 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»), экологический мониторинг (статья 63 Федерального закона «Об охране окружающей среды»), мониторинг системы образования (статья 97 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»), мониторинг заключения и реализации заключенных концессионных соглашений (статья 4 Федерального закона «О концессионных соглашениях») и еще многие другие виды мониторинга. Реализация мониторинга, прежде всего, преследует информационную функцию. При этом декларируется, что результаты мониторинга применяются с целью совершенствования регулирования общественных отношений. Вместе с тем вся информация, которая получается в процессе мониторинга и по его результатам, используется для осуществления государственного контроля и надзора, что позволяет рассматривать мониторинг в качестве правового средства государственного контроля и надзора. Использование мониторинга в очередной раз подтверждает тезис о том, что реализация контрольно-надзорных полномочий, по сути, является невероятно информативной деятельностью. Она наряду с выявлением нарушений норм и правил позволяет глубоко и достаточно полно вскрывать имеющие место при осуществлении различного рода действий недочеты, которые связаны прежде всего с некачественным нормативноправовым регулированием этих действий [2, с. 69]. Также мониторингом по своей природе является установление режима постоянного государственного контроля и надзора в отношении субъектов, эксплуатирующих объекты повышенной опасности [1]. Такой режим аналогично мониторингу предусматривает постоянное наблюдение за деятельностью хозяйствующих субъектов с целью обеспечения соблюдения ими требований. Из вышеприведенных примеров видно, что мониторинг применяется во многих сферах общественных отношений. Однако механизмы реализации мониторинга существенным образом отличаются. В некоторых случаях он предполагает исключительно функцию государственных органов, осуществляемую без взаимодействия с хозяйствующими субъектами, однако встречаются виды мониторинга, реализация которых прямо предусматривает обязанность предоставлять информацию (например, фармаконадзор, мониторинг безопасности медицинских изделий). В связи с этим и принимая во внимание важность обсуждаемого правового средства полагаем необходимым унифицировать регулирование осуществления мониторинга как средства государственного контроля и надзора за деятельностью хозяйствующих субъектов.
Номер журнала Вестник науки №8 (29) том 4
Ссылка для цитирования:
Минин В.В. МОНИТОРИНГ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ КАК ПРАВОВОЕ СРЕДСТВО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА // Вестник науки №8 (29) том 4. С. 27 - 29. 2020 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/3554 (дата обращения: 23.04.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2020. 16+
*