'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №8 (29) том 4
  4. Научная статья № 7

Просмотры  93 просмотров

Минин В.В.

  


ПРОВЕРКА КАК ПРАВОВОЕ СРЕДСТВО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА *

  


Аннотация:
в данной статье рассматривается эффективность проверки в качестве одного из правовых средств государственного контроля и надзора   

Ключевые слова:
контрольно-надзорная деятельность, проверка, правовые средства   


В настоящее время в Российской Федерации контролирующие органы зачастую активно используют лишь одно правовое средство осуществления государственного контроля и надзора за деятельностью хозяйствующих субъектов – проверку. И хотя на протяжении 2012–2018 гг. наблюдается существенное сокращение количества проверок: спад на 43,6% с 2,9 млн до 1,6 млн проверок в год [2, с. 21], тем не менее данное средство используется контролирующими органами чаще иных. Обосновано это тем, что проверка по своему содержанию имеет универсальный характер и позволяет контролирующему органу при непосредственном прямом участии оценить деятельность субъекта на предмет предъявляемых к нему требований. Однако стоит отметить, что проверка не должна рассматриваться как единственно верное средство осуществления государственного контроля и надзора. Более того, нет никаких основанийполагать, что посредством проведения одних лишь плановых и внеплановых проверок возможно должным образом обеспечить соблюдение хозяйствующими субъектами предъявляемых к ним требований. При этом проверка, в особенности выездная, является финансово обременительным средством контроля и надзора как для контролирующего органа, так и для хозяйствующего субъекта. По оценкам экспертов, в пересчете на одну проверку финансирование в настоящее время в среднем составляет на федеральном уровне – 35,1 тыс. руб.; на региональном – более 250 тыс. руб.; на муниципальном – 37 тыс. руб. на одну проверку [2, с. 50]. Кроме того, стоит обратить внимание на то, что осуществление проверки возможно только после наступления определенного факта или основания (включение в график плановых проверок исходя из установленной периодичности, жалоба заинтересованного лица, поручения вышестоящих органов власти и иные) и зачастую только в случае предварительного уведомления хозяйствующего субъекта [1]. Все эти обстоятельства обосновано заставляют задуматься об эффективности и результативности повсеместного использования данного правового средства осуществления государственного контроля и надзора. Безусловно, не умаляя некоторых незаменимых достоинств проверки как средства осуществления государственного контроля и надзора за деятельностью хозяйствующих субъектов, между тем отмечаем необходимость использования и иных правовых средств. Одним из ключевых факторов, от чего необходимо избавиться при выборе правовых средств осуществления государственного контроля и надзора, является дублирование обеспечения соблюдения одних и тех же требований в процессе использования различных правовых средств. Таким образом, важным принципом при выборе правового средства осуществления государственного контроля и надзора является обеспечение при помощи данного средства соблюдения «уникальных» обязательных требований в отсутствие дублирования данной функции с иными средствами. К примеру, при нормативном установлении использования правового средства осуществления государственного контроля и надзора (в частности, при проектировании лицензирования определенного вида деятельности) необходимо  анализировать достаточность оценки соблюдения предъявляемых к хозяйствующему субъекту требований в рамках имеющихся в арсенале контролирующих органов правовых средств. Не менее важным при выборе правового средства осуществления государственного контроля является подробный анализ обязательных требований, соблюдение которых призвано оценивать планируемое к использованию правовое средство. С результатами данного анализа связан принцип целесообразности использования правового средства относительно существа предъявляемого требования. Безусловно, разные требования требуют разного контроля и надзора за их соблюдением. Так, требование о содержании необходимой информации о хозяйственной деятельности возможно контролировать при помощи установления обязанности ее представления (при чем возможно даже в режиме реального времени и с условием о формировании такой информации в автоматическом режиме для невозможности искажения сведений). Однако в случае предъявления к хозяйствующему субъекту требования о наличии у него определенных материальных объектов (например, средств пожаротушения), конечно, его соблюдение возможно проконтролировать только физически, визуально удостоверившись в присутствии необходимых объектов. Тем самым при выборе правового средства следует анализировать сами обязательные требования на предмет того, каким образом оценка их соблюдения будет осуществлена максимально эффективно и результативно.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №8 (29) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Минин В.В. ПРОВЕРКА КАК ПРАВОВОЕ СРЕДСТВО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА // Вестник науки №8 (29) том 4. С. 30 - 33. 2020 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/3555 (дата обращения: 27.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/3555



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2020.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.