'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №8 (8) том 3
  4. Научная статья № 37

Просмотры  109 просмотров

Бичанина Т.В., Рослякова Н.И., Галушко И.Г.

  


ПРОФИЛАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ *

  


Аннотация:
статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме профессионального выгорания. Приведен анализ результатов ряда исследований учёных США, Польши, России. Установлено, что причинами профессионального выгорания могут быть: возраст, неправильная организация рабочего времени, высокий темп работы, постоянно возрастающие требования и т.д.   

Ключевые слова:
синдром профессионального выгорания, деперсонализация, эмоциональное истощение, редукция персональных достижений, стресс   


За последние годы в мире всё чаще стал упоминаться такой термин, как «профессиональное выгорание». Профессиональное выгорание — это синдром, развивающийся на фоне постоянного стресса и ведущий к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов работающего человека. Синдром профессионального выгорания является самой опасной профессиональной болезнью педагогов, так как педагог часто в своей профессиональной деятельности взаимодействует с людьми (детьми, родителями и другими специалистами)[1,с. 90]. Синдром профессионального выгорания развивается постепенно. Американский психолог Кристина Маслач рассматривает «выгорание» как ответную реакцию на длительные профессиональные и личностные стрессы, проходящие 3 стадии: эмоциональное истощение, деперсонализация, редукцию персональных достижений. Первая стадия эмоционального истощения проявляться в чувстве перенапряжения и опустошенности эмоциональных ресурсов. Вторая стадия характеризуется негативным и циничным отношением к окружающим в профессиональной деятельности, в частности и к детям. Третья стадия проявляется в сниженной компетентности в работе, недовольство собой и своей работой[2, с.106]. Профессиональное выгорание может быть определено различными причинами. Первой причиной является возраст. «Выгорание» может возникнуть в любом возрасте, но чаще возникает у педагогов в возрасте 30-40 лет. В этом возрастном периоде у человека происходит смена жизненных приоритетов, переоценка ценностей. Доктор психологических наук А. В. Толстых в своей статье «почему людям не нравится свой возраст» отмечает, что у человека на границе 30 лет происходит самоанализ своей жизни. Человек, оглядываясь на свой пройденный жизненный путь, на свои достижения и неудачи, видит в уже сложившейся и внешне благополучной жизни, как несовершенна его личность…»[3, с. 166] Следующей причиной является особенность темперамента и характера. Ученые выяснили, что к выгоранию среди педагогов более всего склонны женщины. Их эмоциональная доверчивость становится их слабым местом. Мужчины более отстраненно ведут себя, потому среди них процент носителей синдрома примерно в два раза ниже, чем среди женщин. Установлено, что в категорию риска могут попасть люди таких типов личности: педанты, демонстранты и чувствительные. Второй причиной является неправильная организация собственного рабочего времени. На развитие синдрома влияет многочасовая работа, но не любая, а неопределенная (нечеткость функциональных обязанностей) либо не получающая должной оценки. Высокий темп работы, постоянно возрастающие требования тоже является одной из причин профессионального выгорания. Важной причиной является ролевой конфликт («или семья, или работа»). Педагог в этом случае не может разграничить дом и работу (все домашние проблемы переносит на работу, а рабочие домой). Такая обстановка побуждает многих растрачивать эмоции, а другие — начинают искать способы экономии психических ресурсов. Рано или поздно человек с крепкими нервами будет склоняться к тактике эмоционального выгорания: держаться от всего и всех подальше, не принимать все близко к сердцу, беречь свои нервы. 

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №8 (8) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Бичанина Т.В., Рослякова Н.И., Галушко И.Г. ПРОФИЛАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ // Вестник науки №8 (8) том 3. С. 161 - 164. 2018 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/357 (дата обращения: 20.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/357



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2018.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.