'
Сайненко Ю.В.
ИЗ ОПЫТА ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ ОБЛАСТЕЙ «РОДНОЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ», «РОДНОЙ ЯЗЫК И РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА» *
Аннотация:
в статье рассматриваются теоретические и практические аспекты преподавания предметных областей «Родной язык и литературное чтение на родном языке», «Родной язык и родная литература»
Ключевые слова:
компетенции, универсальные учебные действия, национальная культура, аудирование, говорение, письмо
Считается, что слово – не комбинация звуков, а творческое дело народного духа, ведь духовный мир человека, как водится, отражается именно в слове. Россия – страна многонациональная, именно поэтому в некоторых субъектах Российской Федерации обучение происходит на собственном, национальном языке. В стремительно меняющемся мире важно сохранить аутентичность регионального компонента. Белгородчина богата культурными особенностями: афоризмы, обычаи, специфический диалект. Очень важно, чтобы юные белгородцы знали принципы возникновения того или иного культурного пласта своего региона. На основании того, что каждый гражданин нашей страны имеет право на изучение родного языка, в Закон об образовании было внесено изменение, которое касается преподавания и изучения русского языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка (русской литературы как родной литературы, соответственно). Курсы «Родной язык» и «Родная литература» направлены на формирование четырех видов компетенций: языковой, коммуникативной, речевой и культуроведческой. Ценность состоит в большом объеме надпрограммного и практически значимого материала, который позволит ребенку эффективнее взаимодействовать в социуме и решать личностно значимые задачи. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать метапредметные универсальные учебные действия, которые базируются, в частности, и на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. Текстоцентричность курсов связана с возросшей ролью умений оперативно и корректно интерпретировать устную и письменную информацию. Таким образом, цель курсов «Родной язык» и «Родная литература» на уровне основного общего образования сводится к развитию языковой и лингвистической компетенций, которые предполагают овладение необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; знание основных норм русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, её основных разделах и базовых понятиях; понимание родного языка как формы выражения национальной культуры. Рабочие программы учебных предметов при реализации предметных областей «Родной язык и литературное чтение на родном языке» (уровень начального общего образования) и «Родной язык и родная литература» (уровень основного общего образования) разработаны в соответствии с ФГОС и утверждены МАОУ «ЦО № 1». На уровне основного общего образования предметы «Родной язык» (русский) и «Родная литература» (русская) входят в область изучения предмета «Родной язык и литература» и обеспечивают совершенствование навыков аудирования и чтения, говорения и письма. В отличие от предметов «Русский язык», «Литература», изучение предметов «Родной язык», «Родная литература» носит культурологический характер и помогает выйти за рамки изучения языка с точки зрения собственно лингвистики. Обучающиеся 8-х и 9-х классов нашего Центра образования имеют возможность приобщиться к культурно-историческому просвещению в рамках изучения предметов «Родной язык», «Родная литература» без отрыва от программы основного общего образования по предметам «Русский язык», «Литература». Примечательно, что у обучающихся нашего образовательного учреждения есть возможность практического применения полученных навыков, ведь предметная область «Родной язык и литература» не ограничивается обязательной программой основного общего образования, но распространяется и на часть образовательных отношений, формируемую участниками образовательных отношений. Создание интерактивной карты «Мое Белогорье», систематические встречи с авторами-белгородцами в РОП «Зал нравственности», самостоятельное ведение фонда музейного пространства «Музей для детей» (секция «Белгородчина»), разработка маршрутов виртуальных и реальных экскурсий по местам воинской славы нашего края, создание сборников топонимических и антропонимических словарей (на материале именований Белгородской области) – те малые достижения наших ребят, о которых мы можем говорить уже сегодня. Считаем, что предметные области «Родной язык и литературное чтение на родном языке», «Родной язык и родная литература» являются логическим продолжением предметной области (учебного предмета) «Русский язык» и «Литература», а содержание занятий в рамках внеурочной деятельности на базе МАОУ «ЦО № 1» сформировано с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и осуществляется посредством различных форм организации, отличных от урочной системы обучения.
Номер журнала Вестник науки №9 (30) том 1
Ссылка для цитирования:
Сайненко Ю.В. ИЗ ОПЫТА ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ ОБЛАСТЕЙ «РОДНОЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ», «РОДНОЙ ЯЗЫК И РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА» // Вестник науки №9 (30) том 1. С. 21 - 24. 2020 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/3577 (дата обращения: 25.04.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2020. 16+
*