'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №8 (8) том 3
  4. Научная статья № 38

Просмотры  214 просмотров

Бузуртанова Х.С.

  


РЕЛИГИЯ В РОМАНЕ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» *

  


Аннотация:
в статье дается характеристика религиозной темы романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Раскрывается понятие моральной нравственности в понимании писателя.   

Ключевые слова:
мораль; религия; Ф.М. Достоевский; Преступление и наказание   


Для российских классиков религия всегда стояла на первом месте. Федор Михайлович Достоевский один из тех, кто считал, что любые проблемы можно решить через призму христианства, высоких моральных ценностей. Общество в девятнадцатом веке нуждалось в том, чтобы возникли аксиомы, не требующие доказательств, в отношении друг к другу. Именно в период творчества Ф.М.Достоевского возникла такая проблема, как различные социальные слои, статусы, превосходство одних над другими. Актуальность темы статьи заключается в том, что ни одно исследование на данную тему не было затронуто так глубоко. Напротив, некоторые произведения русских классиков рассматривались в любовной линии сюжета, в теме любви к Родине. Автор статьи максимально попытался рассмотреть тему религии в творчестве Ф.М.Достоевского на примере его романа «Преступление и наказание». Кроме того, до Ф.М.Достоевского ни один из русских писателей не изучал вопрос моральной нравственности людей. Ф.М.Достоевский же, напротив, делал большой упор на данную проблему. Родион Раскольников – главный герой романа «Преступление и наказание». Как описывает его писатель, Раскольников – это отзывчивый, добрый, великодушный человек.1 Он всегда сострадателен к горю других людей, одним из первых приходит на помощь. Однако, несмотря на его способность помогать другим и сочувствовать, он очень одинок. У него практически нет друзей. И по ходу чтения романа, у читателя возникает когнитивный диссонанс. Он не может понять, по какой причине столь добрый и великодушный человек идет на столь ужасное преступление. Но Раскольников мучается, он пытается доказать себе и другим, что никто не может задевать его гордость, и он, кажется, даже имеет право на совершение преступления.2 Раскольников был нищим, ему не хватало даже на пропитание, а жить он был вынужден в каморке, которая не соответствовала представлению о нормальном жилище. Именно это положение и заставило героя романа пойти на такое преступление. Но Ф.М,Достоевский никак не одобряет решение своего героя. Он не поддерживает его философию, по которой Раскольников рассуждает «тварь я дрожащая или права имею». Считая, что он поступает правильно, после совершения преступления, он понимает, что его идеология – глупа, она не имеет права на существование. Раскольникова мучает совесть. Именно в этот момент наступает место для религии в жизни Раскольникова. Сам Ф.М.Достоевский верующий человек, считает, что необходимо рассматривать преступление Раскольникова не с юридической точки зрения, а с религиозной, моральной. Однако, в момент, когда было совершено преступление, он испытывал гордыню, отчуждение от других людей. Его восприятие мира менялось очень быстро, что в итоге привело его к большим мучениям и страданиям.3 Он убил не старушку, а самого себя. И, несмотря на то, что старушка вызывала довольно противоречивые чувства, она также имела право на жизнь. Старушка-процентщица не давала никому покоя, ее описывали как злую и беспощадную. Именно отношение других людей к ней и подтолкнуло Раскольникова на совершение убийства. Он считал, что избавит от мучений и долга не только себя, но и других людей. Почувствовал ли он облегчение? Нет. Уже не финансовый долг тяготил Родиона Раскольникова, а долг греха, муки совести. Один грех повел за собой череду ужасных состояний Раскольникова. Именно в этот момент он вспоминает о Господе, испрашивает у Него прощения. Раскольников теперь не просто преступник. Он стал жертвой собственного преступления. Когда он встречает на своем пути Соню, то Раскольникова еще больше начинает мучить совесть. Она со смирением принимает его проступок. Не отторгается, а наоборот, приникает к нему. И это еще больше уничтожает Раскольникова. 4 Соня в романе «Преступление и наказание» - воплощение того, что значит всепрощение. Она миролюбива, сострадательна, понимающая. Благодаря появлению Сони, Раскольников понял, каким может быть мир, в котором он живет. Он представляется ему в другом цвете. Вера в Бога для Сони Мармеладовой – это смысл жизни. Видя это, Раскольников воскресает, становится другим человеком.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №8 (8) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Бузуртанова Х.С. РЕЛИГИЯ В РОМАНЕ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» // Вестник науки №8 (8) том 3. С. 165 - 168. 2018 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/358 (дата обращения: 26.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/358



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2018.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.