'
Рыжкова О.Б.
РОЛЬ КУРАТОРА В ФОРМИРОВАНИИ НЕНАСИЛЬСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ *
Аннотация:
в статье затрагивается проблема профилактики буллинга в образовательной организации, методы работы куратора по предупреждению жестокости и насилия в образовательной среде
Ключевые слова:
конфликт, буллинг, направления и методы формирования ненасильственного поведения обучающихся
Американский специалист в области образования Н. Ноддинс считает, что счастье и процесс учебной деятельности редко сочетаются. Куратор должен помнить, что студенты лучше всего учатся, когда они психологически благополучны. Общение с сокурсниками все более выходит за пределы учения, включает новые интересы, занятия, увлечения и превращается в самостоятельную и очень важную для подростка, юноши сферу жизни. Она насыщена разнообразными событиями и происшествиями, победами и поражениями, огорчениями и радостями. Куратор может целенаправленно регулировать характер отношений в группе и влиять на микроклимат. Для этого необходимо быть компетентным, знать закономерности его формирования и осуществлять управленческую деятельность с учетом факторов, влияющих на социально-психологический климат Вся история человечества – это история бесконечных воин и конфликтов. Конфликты – это часть нашей жизни. Конфликты могут сопровождаться агрессией, враждебностью, соперничеством, трениями. За последнее время в СМИ появился ряд сообщений о трагических случаях. Жертвами издевательств становятся обучающиеся с умственными и физическими недостатками, нередки случаи самоубийств и даже убийств. По данным нескольких исследований обучающиеся, подвергающиеся издевательствам, начинают прогуливать учебные занятия. К тому же, как считают исследователи, травля в образовательной организации не является чемто преходящим: страдания многих длятся годами. В студенческих группах речь часто идет о власти и влиянии, в результате которых возникают группировки и несправедливые отношения. Отдельные случаи проявления грубости и наглости получают «место» для стабильной реализации. Если на такие инсценированные конфликты не обращают внимания и не прорабатывают, то из них может развиться буллинг. В переводе с английского языка буллинг означает травлю, физический или психический террор. Он направлен на то, чтобы вызвать у другого страх подчинить его себе. В учреждении складываются определенные ролевые отношения среди детей в диапазоне «лидер-изгой». Дополнительным фактором, способствующим живучести буллинга в пространстве учреждения, является неспособность педагогов совладать с этой проблемой. Работа по предупреждению жестокости и насилия в образовательной среде должна строиться на совместном взаимодействии социального педагога, кураторов, психолога, преподавателей, администрации. Поведенческой стратегией предотвращения буллинга в образовательной организации является привлечение персонала организации, студентов и их родителей к решению этой проблемы, повышение их осведомлённости относительно ситуации буллинга. Куратор, преподаватель может помочь жертве жестокости, для этого необходимо: - Поддерживать сильные стороны, создавать ситуации «успешности». Можно, например, дать такому обучающемуся какое-то поручение в группе, с которым бы он хорошо справлялся, чтобы повысить его уважение к себе и признание со стороны других ребят. - Научить держать себя прямо, излучать уверенность, а не боязливость. - Использовать в общении с ровесниками юмор: очень трудно притеснять человека, который не хочет принимать издевательства всерьез. - Рекомендовать по возможности находиться в группе других ребят. - Дать понять подростку, ставшему жертвой буллинга, что его любят. Часто такие подростки не верят, что они способны кому-то нравиться. Основные направления профилактики буллинга в образовательном пространстве должны быть направлены на решение следующих задач: - снижение агрессивных и враждебных реакций; - оптимизацию межличностных и межгрупповых отношений; - формирование навыков конструктивного реагирования в конфликте; - развитие толерантности, эмпатии. Методы профилактики буллинга, которые может использовать куратор в своей работе, разнообразны: классные часы, разработка внутригрупповых правил, написание сочинений, постановка спектаклей, просмотр и обсуждение фильмов. Такие формы работы можно использовать как по отдельности, так и в сочетании друг с другом. Это не потребует больших временных затрат, но продемонстрирует позицию колледжа, даст студентам повод задуматься и послужит систематическим напоминанием. Если куратор пользуется доверием студентов, то эти профилактические меры бывают весьма эффективными.
Номер журнала Вестник науки №9 (30) том 2
Ссылка для цитирования:
Рыжкова О.Б. РОЛЬ КУРАТОРА В ФОРМИРОВАНИИ НЕНАСИЛЬСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ // Вестник науки №9 (30) том 2. С. 8 - 10. 2020 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/3589 (дата обращения: 25.04.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2020. 16+
*