'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №9 (30) том 2
  4. Научная статья № 5

Просмотры  129 просмотров

Терентьева М.А.

  


ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКА *

  


Аннотация:
в статье затрагивается проблема формирования профессиональных компетенций и воспитания основ музыкальной культуры будущего педагога ДОО; говорится об особенностях содержания музыкальной культуры ребенка и педагога   

Ключевые слова:
профессиональные компетенции, музыкальная культура, эстетические эмоции, переживания и чувства, музыкальный вкус, творческая активность, интеграция искусств   


Формирование профессиональных компетенций студентов специальностей «Дошкольное образование» и «Специальное дошкольное образование» является ключевым моментом при подготовке будущего педагога ДОО. В последнее время педагогика активно обращается к понятию «культуры», рассматривая её в качестве методологического основания педагогической науки и практики. Развивается культурологический подход к образованию, его гуманизация. По мнению педагога-музыканта О. В. Гончаровой, «в связи с этим выделяются 2 аспекта в понимании культуры: человек одновременно является творцом и творением культуры». Приоритеты педагогики подобного понимания культуры: культура как источник целей и ценностей. Поэтому Гончарова О. В. считает, что «образцы культуры нужно знать, понимать, беречь, творить, приобщаться к ним, овладевать ими, гордиться ими». [1,с.33]. Педагог Богачинская Ю. С. отмечает, что «ориентация на ценности культуры и организация достойной человека культурной среды значимы для педагогических процессов воспитания, обучения и развития». [1,с.33-34] Музыкальная культура - это совокупность духовных ценностей в области музыки в их многообразном проявлении. Как можно судить о сформированности у человека основ музыкальной культуры? О. П. Радынова характеризует музыкальную культуру, как: «эстетическая потребность, интерес к музыке, наличие ярких эстетических эмоций, переживаний и чувств и как следствие , способность к мотивированной эстетической оценке, наличие развитого музыкального вкуса, проявляющуюся эстетическую и творческую активность». [2,с.31]. Рассмотрим аспекты формирования музыкальной культуры будущего педагога ДОО в процессе обучения. Студент должен понимать, что влияние детского сада на развитие музыкальности ребенка проявляется через личностные и профессиональные качества педагога, его талант и мастерство, общекультурный уровень воспитателя и всего педагогического коллектива, через созданные в ДОО условия для музыкального развития ребенка. Если в процессе музыкальной деятельности ребенка будет сформировано его музыкально-эстетическое сознание, сформирован музыкальный вкус, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления. Как отмечает известный педагог Г. А. Праслова, «важнейшим условием развития музыкального сознания ребенка является музыкальная деятельность (восприятие музыки, её исполнение, а также творческая и музыкально-образовательная деятельность) [3,с.72]. На занятиях Методики музыкального развития дошкольников с первых дней изучения дисциплины ставится проблема: музыкальное развитие ребенка – дело исключительно специалиста-музыканта? Студенты приводят доводы «ЗА» и «ПРОТИВ». Часто встаёт вопрос: Что делать воспитателю (будущему воспитателю), если у него нет слуха, если он неритмичен, если он сам глух к классической музыке, она ему неинтересна. Не  лучше ли, если музыкальным развитием ребенка будет заниматься только музыкальный руководитель? Ведь в каждом ДОУ есть специалист – музыкант с соответствующим образованием». Но после нескольких занятий мнение студентов резко меняется. Ребенок - чрезвычайно эмоционален, импульсивен, чувствителен. Музыка дарит ему колоссальную радость, яркие эмоции, эстетическое удовольствие. Музыка органично включена в повседневную жизнь ребёнка, и он не вычленяет её как отдельный феномен бытия. Воспитатель должен это понимать и не ограничивать общение ребенка с музыкой 2-мя короткими занятиями в неделю. Вместе со студентами мы рассматриваем такие формы работы воспитателя, в которых он достаточно компетентно сможет организовать досуговую деятельность с использованием музыки, поможет проявлению музыкального творчества ребенка, расширит его кругозор в области музыкального искусства, разовьёт музыкальные способности малыша. Поэтому одним из первых заданий для самостоятельной работы студентов является написание эссе на тему: «Как воспитать истинного ценителя музыки?» Рассуждая об этой проблеме, студенты приходят к выводу, что педагог ДОО может и должен своей увлеченностью, музыкальной культурой и вкусом, своими знаниями и умениями помочь ребенку войти в волшебный мир музыки, который подарит ему радость новых чувств и эмоций. Об активном профессиональном самоопределении студента можно говорить тогда, когда учитывается его собственная личностная направленность. Каждый студент поднимает планку в освоении профессиональных компетенций воспитателя ДОО в области музыкального искусства в соответствии со своими индивидуальными творческими способностями, эстетическими потребностями. Современные требования к специалистам обуславливают особую важность воспитания у студентов стойкого познавательного интереса, развития у них аналитического и творческого мышления, а также овладение общей духовной культурой.  Учебно-исследовательская работа проводится, как правило, на начальном этапе в виде выполнения докладов, рефератов, затем при подготовке курсовых работ или проектов, выпускных квалификационных работ, других видов учебных занятий, имеющих исследовательский характер, а также при прохождении производственной практики. Поиск студентами информации по музыкальному искусству стимулирует интерес к избранной специальности, расширяет рамки познания будущей профессии. Во внеучебное время научноисследовательская работа организуется индивидуально или путем участия студентов в работе кружков, семинаров, на конкурсах, олимпиадах, научнопрактических конференциях. В процессе выполнения исследовательской работы студенты учатся применять теоретические знания на практике, работать с научной литературой, составлять рефераты и обзоры, решать отдельные теоретические задачи, самостоятельно подготавливать и проводить эксперименты, пользоваться дидактическим материалом, анализировать результаты своих исследований. Т. о. овладение студентами основами музыкальной культуры не только помогает в освоении ими профессиональных компетенций, но и расширяют границы познания себя в будущей профессии, видения себя в ней и в жизни в целом как творческой креативной личности.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №9 (30) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Терентьева М.А. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКА // Вестник науки №9 (30) том 2. С. 17 - 20. 2020 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/3592 (дата обращения: 19.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/3592



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2020.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.