'
Часыгова Л.М., Плиева А.Х., Хадзиева А.А.
К ВОПРОСУ О РЕФОРМЕ СИСТЕМЫ РУССКОГО СТИХОСЛОЖЕНИЯ В.К. ТРЕДИАКОВСКОГО И М. В. ЛОМОНОСОВА. ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ *
Аннотация:
в статье рассматривается реформа русского стихосложения XVIII века, проведенная В. К. Тредиаковским и М.В. Ломоносовым. Тонический принцип стихосложения выдержавший испытание временем и вошедший в поэзию всех последующих столетий
Ключевые слова:
Тредиаковский, Ломоносов, стихосложение, хорей, тоника, изменения, реформа
Тоническое стихосложение проникло в Россию в XVIII веке. Известный русский поэт и филолог Василий Кириллович Тредиаковский был первым, кто занялся модификацией системы русского стихосложения. Он по праву считается одним из основателей силлабо-тонического стихосложения в России: «Не без основательной причины новый сей и краткий мой способ к сложению российских стихов вам покорнейше приписываю. Вас, искуснейших, ежели правила мои не правы или к стихотворству нашему не довольны, нижайше прошу, и купно исправить, и купно оные дополнить» [2, c. 3]. В 1735 году он издает трактат «Новый и краткий способ к сложению российских стихов с определениями до сего надлежащих званий», в котором описывает основы стихосложения и способы его усовершенствования. Дело в том, что до этого времени система стихосложения в России была силлабической, «стихосложение, основанное на соизмеримости строк по числу слогов. Устойчивее всего силлабическое стихосложение держится в языках с не фонологическим ударением, но в целом распространено гораздо шире. В русское стихосложение силлабическая система перешла из польского в середине 17 века и держалась до силлабо-тонической реформы (1735-1743) [1,c. 488]. Советский литературовед и критик Григорий Александрович Гуковский полагает, что причиной реформы стали изменения в русской культуре того времени. Наблюдался поиск более национальных форм стихосложения потому, что русская речь была многоакцентной, а при таком раскладе стихотворная речь плохо отделялась от прозаической. Также важно отметить, что тоническое стихосложение было введено под воздействием народной песни и русского устного народного творчества. Основным в стихотворстве В. К. Тредиаковский считал: «Первое: материю, или дело, каковое пиита предприемлет писать. Второе: версификацию, то есть способ сложения стихов» [2, c. 3]. Главным образом, он полагал, что система стихосложения должна соответствовать акцентологии языка: «Материя всем языкам в свете общая есть вещь. Но способ сложения стихов весьма есть различен по различию языков» [2, c. 4]. К сожалению, реформа В.К. Тредиаковского была несовершенна: он окончательно не отказался от силлабической системы стихосложения, предлагал использовать тонический принцип в длинных строках, применял только женскую рифму, а в приоритете у него был исключительно хорей. По этому поводу, Г.А. Гуковский пишет: «Тредиаковский совершил не исторический переворот, а полуреформу. Иначе оно и не могло быть. Сразу оторвать русский стих от полуторавековой силлабической традиции было невозможно. Нужна была переходная стадия, переходный стих, являющийся и заключением силлабической поэзии и заодно началом тонического стихосложения» [3, c. 65]. Реформу русского стихосложения, начатую Тредиаковским, окончательно довершил М.В. Ломоносов. В 1739 году он оправляет в Академию наук трактат «Письмо о правилах российского стихотворства, который окончательно установил систему российского стихосложения. По этой причине между великими умами государства начинается спор за право первенства. В своем трактате Ломоносов пишет: «Первое и главнейшее мне кажется быть сие: российские стихи надлежит сочинять по природному нашего языка свойству, а того, что ему весьма несвойственно, из других языков не вносить; второе: чем российский стих изобилен и что в нем к версификации угодно и способно, того, смотря на скудность другой какой-нибудь речи или на набрежение в оной находящихся стихотворцев, не отнимать, но как собственное и природное употреблять надлежит; третие: понеже наше стихотворство только лишь начинается, того ради, чтобы ничего неугодного не ввести, а хорошего не оставить, надобно смотреть, кому и в чем лучше последовать» [4, c. 10]. Таким образом, М.В. Ломоносов утверждал, что русской литературе свойственен не только хорей, но и другие стихотворные размеры, а также – чередование женской и мужской рифмы, когда как В.К. Тредиаковский допускал только женскую рифму. Известный советский исследователь Г.А. Гуковский считает, что: «Ломоносов усвоил завоевание в этой области Тредиаковского, но не удовлетворился его половинчатой реформой. Принцип тонического стиха он принял полностью, и стал работать над расширением новой системы» [3, c. 89]. В.К. Тредиаковский также ввел в русское стихосложение гекзаметр. В.К. Тредиаковский принял ломоносовский ямб, но сам был верен силлабике, а его тяготение к повествовательной поэзии и к длинному стиху и привели его к созданию гекзаметра. «Гекзаметр – в античном стихосложении – 6-стопный дактиль с цезурой после ударения в третьей стопе. В античной поэзии гекзаметр был основным размером эпоса, идилии, сатир, посланий» [1, c.81]. В 1752 году В.К. Тредиаковский выпускает исправленный трактат, который содержит правила тонической системы. «В тщетной попытке утвердить свой приоритет в реформе стихосложения Тредиаковский был и прав и неправ, – прав формально, потому что он действительно первый установил принцип тоники, неправ потому, что реальным основателем нового стихосложения был тот, кто создал … стих чисто тонический, оторвавшийся полностью от наследия силлабического стихосложения, а этим творцом был не он, а Ломоносов», – пишет Г.А. Гуковский [3, c. 89]. Таким образом, мы проанализировали реформу русского стихосложения, проведенную В.К. Тредиаковским и М.В. Ломоносовым. Тоническая система стихосложения выдержавшая испытание временем и вошедшая в поэзию всех последующих столетий – это безусловно неоценимый вклад, внесенный в развитие русского стихосложения и русской литературы в целом.
Номер журнала Вестник науки №9 (30) том 2
Ссылка для цитирования:
Часыгова Л.М., Плиева А.Х., Хадзиева А.А. К ВОПРОСУ О РЕФОРМЕ СИСТЕМЫ РУССКОГО СТИХОСЛОЖЕНИЯ В.К. ТРЕДИАКОВСКОГО И М. В. ЛОМОНОСОВА. ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ // Вестник науки №9 (30) том 2. С. 21 - 24. 2020 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/3593 (дата обращения: 22.03.2025 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2020. 16+
*