'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №9 (30) том 3
  4. Научная статья № 3

Просмотры  103 просмотров

Мержоева И.М., Кодзоева Ф.З.

  


ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ В РОМАНЕ Л. СТЕРНА «СЕНТИМЕНТАЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ И В ПИСЬМАХ РУССКОГО ПУТЕШЕСТВЕННИКА Н.М. КАРАМЗИНА» *

  


Аннотация:
произведения авторов написаны в стиле анализа человеческого внутреннего мира. В них описывается восприятие человеком непривычного мира и обстоятельств и его поведение в незнакомых местах. В статье предпринята попытка анализа личности человека в произведениях Л. Стерна «Сентиментальное путешествие» и в «Письмах русского путешественника» Н. М. Карамзина   

Ключевые слова:
путешествие, эмоции, внутренний мир, характер, личность   


Русская литература XVIII в. носит просветительский характер. Просвещение это является вненациональным и внесословным, благодаря чему он близок многим странам и народам, которые отличаются условиями быта и уровнем развития. Жанр романа Л. Стерна представляет собой попытку осмысления новой психологии. Это произведение близко многим народам и странам благодаря своим вненациональным и внесословным чертам. «Письма русского путешественника» написаны в стиле реальных писем, в связи с чем, отчетливо заметна попытка автора не строить роман в стиле целого литературного произведения. При написании своих «писем» Н. М. Карамзин использовал свои знания, а также пользовался зарубежной литературой. «Письма русского путешественника» – такое произведение, которое составлено на основе потребностей простого русского человека, отвечает на многие вопросы касательно нелегкой жизни простого человека [1, c. 43]. Основной целью произведения можно назвать показ общества и природы сквозь призму личных переживаний автора-путешественника. Стиль творчества романа «Сентиментальное путешествие» строится на основе использования различных форм обращения автора к своему читателю, лирических вступлений, новелл, а также внутренних монологов. Порой Л. Стерн даже предстает перед читателем ничего не знающим сторонним наблюдателем. Не случайно автор взял для путешествия Францию и Италию. Это две наиболее часто посещаемые страны, которые старается посетить человек при своем вступлении во взрослую самостоятельную жизнь. Такое же характерно и для Н. М. Карамзина, автор также в своих «письмах» использует наиболее часто посещаемые читателями страны. И Л. Стерн, и Н. М. Карамзин в этом отношении придерживались одинаковых принципов, выбирая такие страны, которые будут знакомы наибольшему кругу читателей их произведений. Йорик в «Сентиментальном путешествии» в основном проводит свое время в Париже, Кале, Версале. Это как раз те города, которые посещаются людьми чаще всего. Л. Стерн выбирает их нарочно, чтоб не заниматься описанием достопримечательностей и красот этих городов. Да и большинство читателей уже с ними знакомы, в связи с чем, географические особенности городов переходят на второй план. Для автора большой интерес представляет внутреннее мироощущение человека, его непредсказуемое проявление. Автор четко передает ощущения путешественника от той картины, которую он видит, посещая разные города.  Благодаря отсутствию необходимости расписывать особенности городского пейзажа, автор все глубже и ярче описывает эмоциональное состояние путешественника, его впечатления от той картины, которая пред ним предстает. Одновременно благодаря картине путешествия автор дополнительно получает возможность более детально раскрыть характер путешественника. При изменении своего повседневного быта и привычного места пребывания, человек все более открыто начинает показывать свой внутренний мир. Однако, в то же время, благодаря смене обстановки человек начинает острее реагировать на многие вещи, на которые при других привычных обстоятельствах, возможно, и не обратил бы внимания. Чувства путешественников в непривычных условиях становятся ярче и эмоциональнее, внутренний мир героев раскрывается намного шире. В привычном мире и при обычных обстоятельствах эти особенности выпадают с поля зрения и остаются незамеченными не только самими героями, но и читателями. У путешественников одна маленькая непримечательная вещь пробуждает целую бурю чувств и эмоций [3, c. 48]. Характерной особенностью построения несущей концепции является и то, что путешественники разделены на типы. Однако деление путешественников основано не на внешних данных, а на внутреннем эмоциональном состоянии последних. Основано на тех силах, которые являются эмоционально движущей силой человека. В путешествии раскрывается не только внутренний мир и внутренняя сущность человека, но и сущность путешественника как человека вообще. Становится понятно, что именно представляет человек из себя. Именно по этой причине Йорик начинает анализировать, изучать, рассуждать о природе человеческой сущности, выводить свои заключения и систематизировать полученную информацию. Зачастую такие записи Йорика напоминают проповеди, настолько герой увлекается своими наблюдениями и анализом. В произведении Л. Стерна отмечается уклон на повествовательный стиль, а также заметна зависимость героев произведения от обстоятельств. Каждый  герой романа играет свою незаменимую роль и имеет свой характер и голос. Автор описывает Йорика, как личность, которая любит давать наставления и советы, посредством которых герой меняется сам и меняет окружающих. Порой можно встретить целые эпитеты, написанные по типу проповедей, которые следуют от лица Йорика. Вполне может быть, что эти цитаты сильно полюбились герою, и по этой причине он их хорошо запомнил и использует в своем быту [4, c. 69]. Пастор Йорик в качестве главного героя своего романа Л. Стерн выбирал не просто так. Как и диктует профессия этого человека, жизнь его постоянно занята анализом и лечением душевных терзаний людей. Пастору очень важно состояние эмоционального настроя прихожан его церкви. Йорик часто думает над состоянием человеческого беспокойства, над способами достижения человеческого спокойствия. Герой романа находится в постоянных размышлениях над причинами человеческих поступков, как человек реагирует на различные процессы. Он находится в поиске путей достижения человеческой гармонии и путей их решения. По причине своей профессиональной деятельности и жизненных интересов Йорик приобрел целые тома проповедей, составленные церковными служителями. Герой часто читает эти книги, изучает и проповедует их. На основе тех книг, которые у него есть, он составляет свои собственные проповеди [3, c. 75]. Обычные проповеди главного героя обращены к простым людям, которые приходят помолиться в церковь. Однако, помимо обычных проповедей, у пастора есть определенные проповеди, подготовленные для конкретных ситуаций. Используются такие проповеди им только при конкретных случаях или происшествиях и в отведенных для этого местах. Такие проповеди используются пастором с целью исправления возникшей ситуации либо направления человека на правильный путь. Таким образом, опираясь на Библию и слове о Боге, пастор анализирует и подсказывает человеку наиболее  рациональное в конкретном случае действие или поступок. Ищет пути покаяния и исправления для прегрешившего человека. Как мы видим, Йорик персонаж далеко не простой, а занят анализом не только своего внутреннего мира, но и мира других людей, которые обращаются к нему за проповедью. В «письмах» Н. М. Карамзина также прослеживается черта анализа человеческого внутреннего мира. Оба автора попытались отобразить сущность внутреннего мира человека посредством использования путешествий в знакомые для читателей страны. В письмах Н. М. Карамзина отражена обычная жизнь простого человека. Каждый герой произведения автора является представителем определенного слоя общества либо это люди схожей профессии. Например, рассказывая про жизнь одного студента, Н. М. Карамзин показал читателю жизнь всех студентов. А приводя описание жизни англичанина, который на фоне своей выраженной меланхолии совершил суицид, автор хочет сказать, что в Англии люди даже совершают самоубийства от скуки. Путешественник Н. М. Карамзина видит жизнь такой, какая она есть, пытаясь разглядеть все тонкости человеческого бытия. Автором не остаются не замеченными даже самые мелкие детали – и белизна белья, меню блюд в ресторанах и кафе и прочие детали. Он описывает жизнь простых людей, не занимающих высокие посты, и не имеющих отношения к власти, и личную драму каждого человека, которая связана также с политикой государства. Люди у Н. М. Карамзина чисты, как природа, добры, способны на большие чувства. Примером эмоциональности является случай с молодым человеком, который рассказывает о том, что осуществленная мечта о путешествии вызвала в его душе боль расставания со всем и всеми, что было дорого его сердцу, а вид удаляющейся Москвы заставлял его плакать. Н. М. Карамзин пытался представить свое произведение в виде сборника писем путешественника, которые писались им по мере пребывания в том или ином городе. Но анализ произведения показывает, что произведение было  написано в Москве, уже после завершения путешествия героем. Картина не кажется читателю разорванной, благодаря умению автора распоряжаться повествованием. Игра повествователя ритмами вызвана требованиями самого текста - его формой и содержанием. «Письма» представлены как исповедальный дневник русского человека, попавшего в огромный, незнаемый им мир духовной и общественной жизни европейских стран, в круговорот европейских событий. Стерн подчеркивает связь своего романа с проповедями, причем он отмечает, что не только проповеди влияют на его житейскую прозу, но и мирская жизнь и чувства, ею пробуждаемые, влияют на содержание его проповедей. Стерн отмечает, что выбранная им форма романа, его небольшой объем, вынуждают его строго подходить к отбору материала. Пространство романа расширяется не за счет текстовых длиннот, а при помощи стилистического разнообразия и изменений ритма повествования.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №9 (30) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Мержоева И.М., Кодзоева Ф.З. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ В РОМАНЕ Л. СТЕРНА «СЕНТИМЕНТАЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ И В ПИСЬМАХ РУССКОГО ПУТЕШЕСТВЕННИКА Н.М. КАРАМЗИНА» // Вестник науки №9 (30) том 3. С. 15 - 20. 2020 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/3602 (дата обращения: 24.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/3602



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2020.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.