'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №9 (30) том 4
  4. Научная статья № 1

Просмотры  123 просмотров

Итекпаева Н.Ю.

  


ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА *

  


Аннотация:
в данной статье рассматриваются вопросы организации образовательной среды как фактора социализации детей младшего дошкольного возраста. Особое внимание уделено адаптации детей групп кратковременного пребывания   

Ключевые слова:
социализация, адаптация, образовательная среда, группа кратковременного пребывания   


Воспитание и обучение ребенка в дошкольном возрасте – это новый шаг вхождения в окружающий мир. Важная роль отводится социальной адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста и принадлежит детскому саду, потому что именно там происходит активное формирование личности ребенка [3]. Социализация детей младшего дошкольного возраста – процесс длительный и многоплановый. В зависимости от успешности адаптационного процесса ребенок постепенно принимает на себя определенную роль, отображаемую обществом. Шаг за шагом приобретает опыт поведения в соответствии с требованиями социума. [1] В МБОУ «Чапаевская ООШ» СПДО детский сад «Солнышко» функционирует группа кратковременного пребывания «Выходного дня». В группу зачисляются дети от 1 года до 3-4 лет. В большинстве случаев родители отдают детей, чтобы облегчить адаптацию в основной группе. Воспитанники группы узнают, что помимо мамы и папы есть и другие взрослые, к мнению которых нужно прислушиваться и поручения которых нужно исполнять. Ребенок учится общаться с другими детьми, знакомится с определенными правилами поведения и учится их соблюдать. Группа кратковременного пребывания является связующим звеном между семьей и основной группой. Дети, посещавшие ГКП, довольно безболезненно переносят адаптацию при переводе в основную группу. Ребенок, непродолжительное время оставаясь с другими детьми и взрослыми, учится контактировать с ними, что способствует его дальнейшей социализации. Это важное условие социального опыта. Дети, которые 24 часа находятся в окружении семьи более робкие и замкнутые. Большую роль в успешной социализации детей, посещающих ГКП играет образовательная среда. По своей сути образовательная среда в детском саду социальна. Люди, непосредственно окружающие ребенка дошкольного возраста в его жизни играют главную роль. Это родители ребенка, педагоги и сверстники. Среда детского сада наполнена самыми разнообразными предметами, вещами. Группа детского сада – это, по существу, первое детское общество, возникающее на основе сюжетно-ролевой игры, в ходе которой дошкольники познают мир человеческих взаимоотношений и моделируют их. Образовательная среда способствует реализации всего спектра выбора ребёнка для активизации его социального познания. С одной стороны, эффективность обусловлена природной любознательностью ребёнка, а с другой - психолого-педагогическими методами и приёмами. Для активизации социального познания необходимы: · овладение сущностью событий и пространства; · взаимодействие со значимыми взрослыми; · определения социальных ролей, актуализированных ситуацией. Группа детского сада для ребенка - источник различных переживаний, как положительных, так и отрицательных. В группе усваиваются навыки социального поведения и нравственные нормы во взаимодействии детей друг с другом в различных видах совместной деятельности. Группа детского сада дает «модели» для подражания и имеет огромное значение в формировании взглядов и ценностных установок; помогает адекватнее ребенку оценить свое собственное поведение и посредством сравнения с поведением других, и с помощью оценок, которые дают сверстники. Происходит своеобразное корректирование самооценки, сформированной под влиянием часто завышенных и недостаточно объективных оценок родителей. В нашей группе создана среда, сомасштабная ребёнку, в которой органично сочетаются сказочные и реальные объекты, в совокупности своей удовлетворяющие потребность в новизне и одновременно дающие ощущения стабильности и устойчивости окружающего мира. При создании игровой развивающей среды реализуются и принципы рационального размещения, «прозрачности», «вхождения» в зону, связанные с наполнением их материалами и эстетикой оборудования. Ребёнок имеет возможность активно пользоваться правом выбора интересного для себя дела, сюжета игры, тех или иных игрушек, места и времени игры, свободного перемещения в любое пространство. При построении предметно - пространственной среды соблюдались принципы:  Открытости  Гибкого зонирования  Стабильности – динамичности  Полифункциональности  Гендерный подход. Но главными критериями подхода к организации игровой среды являются творчество, талант и фантазия. Важнейшим фактором социализации подрастающего поколения является приобщение дошкольников к детской субкультуре, которая является неотъемлемой частью общекультурной среды, где формируется целостный, жизненный опыт ребёнка. Среда – природная, информационная, культурная – рассматривается не только как социальный феномен, а как жизненное и воспитательное пространство в самореализации и социализации личности ребёнка-дошкольника. Эффективность использования возможностей детской субкультуры в педагогическом процессе в значительной степени определяется предметно игровой - развивающей средой, которая постепенно пополняется соответствующими компонентами. Они позволяют ребёнку глубже познать и раскрыть свои возможности, а также возможности других людей, освоить различные социальные роли, взаимоотношения, усвоить ценности окружающего мира и адаптироваться в социуме. Одним из интересных компонентов детской субкультуры является коллекционирование и собирательство. В его основе лежит радость от сочетания однородности с разнообразием, что даёт ребёнку представление о богатстве мира и его многоцветности. Коллекционирование – не только увлекательное, но и развивающее занятие. Классифицируя собранные объекты, ребёнок учится определять, что их объединяет, чем они отличаются. С коллекциями можно играть, развивать речь, мышление, сенсорные способности ребёнка, знакомить его с окружающим миром. Коллекционирование и собирательство – очень увлекательный процесс для детей и взрослых. Создание коллекций даёт возможность каждому ребёнку взаимодействовать с миром вещей и миром людей, удовлетворяет возрастные потребности детей в познании окружающего мира, даёт ребёнку авторитет среди сверстников и уверенность в своих силах, повышает самооценку.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №9 (30) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Итекпаева Н.Ю. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Вестник науки №9 (30) том 4. С. 4 - 9. 2020 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/3608 (дата обращения: 29.03.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/3608



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2020.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.