'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №9 (30) том 4
  4. Научная статья № 5

Просмотры  105 просмотров

Кундрюкова А.Д.

  


РЕШЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ИСТОЧНИК МИГРАЦИОННОГО ПРАВА *

  


Аннотация:
в статье проводится анализ решений Конституционного Суда Российской Федерации по вопросам проверки конституционности норм миграционного законодательства. Автор статьи на основе данного анализа разрешает дискуссионный вопрос об отнесении актов Конституционного Суда к источникам миграционного права   

Ключевые слова:
миграционное право, источники права, Конституционный суд Российской Федерации, конституционное судопроизводство, конституционный контроль   


Миграционное право – это система юридических норм, регулирующих миграционные отношения, которые возникают вследствие въезда в страну, выезда из страны, пребывания или проживания на ее территории. В формировании миграционного права как меры свободы и справедливости, как и системы норм, ведущую роль играют действующие в нем такие правовые принципы, как «свобода передвижения и выбора места пребывания и жительства», «законность пребывания и жительства», «регистрация по месту пребывания и жительства» [1, с. 7]. Под источниками миграционного права следует понимать внешнюю форму его выражения, совокупность правовых актов, содержащих правовые нормы, устанавливающие содержание конституционного права каждого на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства [2, с. 19]. Конституция Российской Федерации как акт, обладающий высшей юридической силой, занимает первое место среди источников российского миграционного права. Именно Конституция РФ как первичный нормативный акт, обладающий высшей юридической силой, закрепляет принцип свободы передвижения и выбора места пребывания и жительства, принципы конституционно-правового статуса иностранцев. Конституционный принцип, провозглашенный в ст. 27 Конституции РФ, декларирует свободное передвижение лиц, находящихся на территории России на законных основаниях. Конституционное закрепление статуса личности иностранца на конституционном уровне позволяет судить об учредительном порядке задекларированных принципов. Конституционные принципы определяют статус личности иностранцев, которые являются незыблемыми на протяжении всего периода их пребывания, так как необоснованное или незаконное изменение их прав может повлечь нивелирование самого статуса иностранцев. Далее в иерархии источников российского миграционного права стоят международно-правовые акты, законы и подзаконные акты, составляющие законодательство РФ, законодательство субъектов Федерации, нормативные правовые акты местного самоуправления [3, с. 31] Отнесение к числу источников права судебных решений является вопросом, носящим дискуссионный характер. Одни авторы признают постановления Конституционного Суда РФ источниками российского права (В.А. Туманов, Б.С.Эбзеев, М.С. Саликов [4, с. 31] и др.), другие это отрицают (Н.А. Богданов[5, с. 66], Т.Г. Морщакова [6, с. 29]).В одной из своих работ Х. Гаджиев приходит к выводу, что источниками права можно считать постановления Конституционного Суда РФ (далее - КС РФ) по вопросам толкования Конституции РФ, по делам о проверке конституционности того или иного закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле. По мнению исследователя, данные постановления являются источниками не только конституционного, но и других отраслей российского права (гражданского, уголовного, трудового) [7, с. 150]. Т.Я. Хабриева в своих работах указывает на то, что важную регулирующую роль судебных решений, которые имеют большое значение для правопонимания в целом, отрицать нельзя. И если вкладывать в понятие права не только правовые нормы, а все правовые предписания, считать источником права «источник правового результата», т. е. любой правовой акт, то при таком исходе судебные решения, несомненно, входят в их число [8, с. 142]. В практике Конституционного Суда имелись случаи, когда решения данного органа являлись непосредственным регулятором общественных отношений в связи с отсутствием законодательного регулирования. Так, непосредственным источником права необходимо считать Постановление Конституционного Суда по делу о проверке конституционности положений части 1 и пункта 2 части 2 статьи 20 Федерального закона «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» в связи с жалобами граждан США Н.Д.Вордена и П.Д.Олдхэма. Заявителями обжаловались положения статьи 20 Федерального закона от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», согласно которым иностранный гражданин в случае нахождения в месте пребывания обязан встать на учет по месту пребывания в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с данным Федеральным законом или международным договором Российской Федерации (часть 1); постановке на учет по месту пребывания подлежит временно проживающий или временно пребывающий в Российской 3 Федерации иностранный гражданин по истечении семи рабочих дней со дня прибытия в место пребывания, за исключением случаев, когда он находится в гостинице или в иной организации, оказывающей гостиничные услуги, в санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в детском оздоровительном  лагере, медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, или организации социального обслуживания, либо находится в организации социального обслуживания, предоставляющей социальные услуги лицам без определенного места жительства, либо находится в учреждении, исполняющем административное наказание (пункт 2 части 2). Конституционный суд пришел к выводу о том, что положения части 1 и пункта 2 части 2 статьи 20 Федерального закона «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» не соответствуют Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 27 (часть 1), 55 (часть 3) и 62 (часть 3), в той мере, в какой – во взаимосвязи с другими положениями данного Федерального закона – они содержат неопределенность как в вопросе о том, допустима ли и в каком случае в отношении иностранного гражданина (лица без гражданства), временно пребывающего в Российской Федерации, постановка его на учет по месту пребывания по месту нахождения (адресу) принимающей стороны, так и в вопросе о том, каким образом соотносятся обязанности в сфере миграционного учета временно пребывающего в Российской Федерации иностранного гражданина (лица без гражданства) и принимающей стороны в части обеспечения постановки его на учет именно по месту (адресу), по которому он должен быть в соответствии с установленным порядком поставлен на учет по месту пребывания, притом что нарушение установленного порядка может повлечь привлечение иностранного гражданина (лица без гражданства) к юридической ответственности. Особенностью рассматриваемого Постановления Конституционного Суда РФ является и то, что Суд обязал применять положения данного Постановления вплоть до внесения изменений в Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №9 (30) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Кундрюкова А.Д. РЕШЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ИСТОЧНИК МИГРАЦИОННОГО ПРАВА // Вестник науки №9 (30) том 4. С. 28 - 36. 2020 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/3612 (дата обращения: 29.03.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/3612



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2020.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.