'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №9 (30) том 4
  4. Научная статья № 6

Просмотры  158 просмотров

Трегубова Е.А.

  


О ПРОБЛЕМАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ *

  


Аннотация:
в статье проведен анализ действующего законодательства в области отношений с соотечественниками за рубежом, выявлены основные проблемы, с которыми сталкиваются участники Государственной программы переселения. Отражено влияние ограничительных мероприятий в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на реализацию Государственной программы   

Ключевые слова:
соотечественник, Государственная программа, проблемы переселения, миграционная политика, Закон о соотечественниках   


Одной из острейших проблем современной России является снижение численности населения страны. Одним из способов решения демографической проблемы может стать разработка привлекательной для иностранцев миграционной политики. Для России, в силу особого геополитического положения, заселенность территории – жизненно необходимая задача. У нашей страны есть уникальный ресурс для ее выполнения – соотечественники, проживающие на территории республик бывшего СССР. Значимость решения вопроса о поддержке и защите соотечественников, проживающих за рубежом, подтверждается принятием Федерального закона "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" от 24 мая 1999 г. (далее – Закон о соотечественниках), который определил: юридическое содержание понятия "соотечественник, проживающий за рубежом"; принципы и цели государственной политики в отношении соотечественников, проживающих за рубежом; обязанности Российской Федерации и вопросы гражданства в отношении соотечественников за рубежом. В части 3 статьи 5 Закона о соотечественниках определены следующие цели российской государственной политики в отношении соотечественников: оказание государственной поддержки соотечественникам, в том числе в обеспечении правовой защиты их интересов, а также условий, при которых они могли бы в качестве равноправных граждан жить в иностранных государствах или вернуться в Российскую Федерацию. Данный закон имел концептуальный характер, определил стратегию Российской Федерации в отношении соотечественников, проживающих за рубежом, статус Российской Федерации как правопреемника государственности, существовавшей ранее на территории современной России. Однако данный закон имел декларативный характер, не предоставлял реальной возможности соотечественникам возвратиться на историческую родину в упрощенном порядке. В целях стимулирования переселения граждан из стран СНГ в июне 2006 г. была разработана и принята государственная Программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (далее – Госпрограмма) [1]. Эта программа – один из приоритетов миграционной политики в стране. Ей сформирован новый для Российской Федерации организационно-правовой механизм содействия возвращению в Россию особой категории людей – соотечественников, проживающих за рубежом. Целями Программы являются стимулирование и организация процесса добровольного переселения в РФ соотечественников на основе повышения привлекательности ее субъектов, а также компенсация естественной убыли населения в стране в целом и в ее  отдельных регионах за счет привлечения переселенцев на постоянное место жительства в Россию. Когда в 2007 г. новая Программа заработала, в Федеральной миграционной службе утверждали, что за первые 2 года ее реализации в Россию переселится 200 тыс. чел. Правительство лелеяло надежду на увеличение приезда русских из ближнего зарубежья, из бывших союзных республик. Планировалось, что в 2007 г. в Россию приедет 50 тыс. чел., а в 2008 и 2009 г. еще 250 тыс. [2] Несмотря на изначально правильную идеологию Госпрограммы – дать возможность нашим соотечественникам вернуться в Россию и устроиться здесь на работу, соответствующую их профессиональной квалификации, –возникли проблемы с её реализацией. Связаны они были как с оценкой миграционного потенциала соотечественников, так и с принятием обеспечивающей реализацию Программы нормативно-правовой базы и созданием для переселенцев нормальных человеческих условий в местах их вселения. Всего с начала реализации Программы (с 2006 по 2019 гг.) из стран СНГ и дальнего зарубежья переехали в Россию, по данным МВД, около миллиона человек – участников государственной программы и членов их семей [3]. Выделим лишь некоторые проблемы реализации Государственной программы: 1. Не решены вопросы социального обустройства переселенцев, в первую очередь – жилищного. Непросто принять решение о предоставлении жилья переселенцу в ситуации, когда местные семьи годами стоят в очереди. Федеральное руководство решило переложить бремя предоставления жилья для переселенцев на плечи региональных властей. Но возможности регионов с их небольшими бюджетами слишком малы. В результате, лишь 10 % участников Госпрограммы имеют постоянное жилье. Остальные либо снимают квартиры, либо заселяются в так называемые центры временного размещения, жить в которых разрешено не более двух лет. Предполагается, что за эти два года  соотечественники смогут купить себе жилье либо войти в ипотечную Программу. Но 90 % соотечественников приезжает из стран СНГ и могут это сделать в течение более продолжительного срока. 2. Существуют серьезные проблемы с легализацией на территории России. Именно проблема регистрации по месту жительства является наиболее болезненной для соотечественников, что напрямую ведет к дискредитации Программы. 3. Нередко специальность приезжающих в Россию участников Госпрограммы не соответствует потребностям рынка труда. 4. Низкая активность потенциальных работодателей по привлечению соотечественников, их ориентация на трудовых мигрантов, претензии которых на социальные гарантии и постоянное жилье существенно меньше. Необходимы меры по ориентации хозяйствующих субъектов на использование профессионального потенциала приезжающих и собирающихся приехать соотечественников. Не все работодатели готовы ожидать приезда соотечественников, также существует проблема несовпадения интересов сторон и проблема с легализацией документов об образовании. 5. Программа была принята Россией с опозданием: к моменту ее утверждения большинство желающих переселиться в РФ на постоянное жительство сделали это; остальные успели приспособиться к новым условиям жизни. Кроме того, ситуация в странах СНГ изменилась. Некоторые из них развивались не хуже России, а квалифицированные работники востребованы повсюду. Отъезд русскоязычного населения теперь нежелателен. В соответствии с обзором МВД России правоприменительной практики по реализации территориальными органами МВД России в 2019 году законодательства о гражданстве Российской Федерации [4], наблюдается уменьшение численности иностранных граждан – участников Государственной программы, приобретших гражданство Российской Федерации в соответствии с частью 7 статьи 14 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" [5]. Наблюдающееся снижение объясняется принятием в 2019 году изменений и новых нормативно-правовых актов, направленных на упрощение процедуры приема в российское гражданство и имеющих более привлекательные условия приобретения российского гражданства: Указ Президента Российской Федерации "Об определении в гуманитарных целях категорий лиц, имеющих право обратиться с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке" [6], Указ Президента Российской Федерации "Об отдельных категориях иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих право обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке" [7]. В результате вышеназванных обстоятельств, в 2019 году уменьшилось количество некоторых категорий граждан, подавших документы для участия в Государственной программе переселения Краснодарского края и, соответственно, вставших на учет в качестве участников Государственной программы и членов семей участников Государственной программы. Кроме того, на итоги реализации Государственной программы в 2020 году в значительной степени повлияли ограничительные меры, связанные с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19). В апреле-июне 2020 года свидетельства участника Государственной программы оформлялись: за рубежом – только в дипломатических и консульских учреждениях Российской Федерации и во временных группах по реализации Государственной программы; на территории Российской Федерации – в подразделениях по вопросам миграции территориальных органов МВД России по субъектам Российской Федерации, реализующим Государственную программу.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №9 (30) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Трегубова Е.А. О ПРОБЛЕМАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ // Вестник науки №9 (30) том 4. С. 37 - 43. 2020 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/3613 (дата обращения: 27.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/3613



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2020.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.