'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №10 (31) том 1
  4. Научная статья № 3

Просмотры  97 просмотров

Палченков В.А.

  


ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ УГРОЗЫ ВОЕННОМУ ПРИСУТСТВИЮ США В ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ *

  


Аннотация:
в статье на основе теоретических разработок в рамках изучения проблемы доступа делается попытка выявить потенциальные внешнеполитические угрозы зарубежному военному присутствию США в Юго-Восточной Азии (ЮВА). В рамках данного подхода, на основе исторических и статистических данных, выделяется ряд внешнеполитических угроз (запугивание, подкуп, делигитимизации, поддержка оппозиции и смешанные стратегии), связанных с деятельностью враждебных факторов. Применение теории проблемы доступа и анализ геополитической ситуации в регионе позволяет утверждать, что единственным потенциальным источником внешнеполитических угроз в ЮВА для американского присутствия является Китай, который из всех перечисленных инструментов способен использовать только подкуп, и то в долгосрочной перспективе. Также автор анализирует основные недостатки теоретического подхода в рамках проблемы доступа, а именно его разработка на основе исключительно исторического материал, отсутствие учета влияния макропроцессов и слабая прогностическая функция. В заключение выделяются потенциальные способы преодоления обозначенных недостатков, связанные с учетом действий не только отдельных факторов, но и процессов глобализации   

Ключевые слова:
зарубежное военное присутствие, внешнеполитическая угроза, ЮгоВосточная Азия, США, проблема доступа, КНР   


В настоящее время в рамках исследований состояния американского военного присутствия в ЮВА основной упор делается на анализ его военных и технических аспектов, нахождение наиболее точных статистических данных по личному составу частей и подразделений, а также сопоставление характеристик систем вооружений. То есть предпочтение отдается изучению и прогнозированию потенциальных военных угроз. Однако данный подход выводит за скобки тот факт, что любое зарубежное военное присутствие является результатом политического решения, которое может быть обусловлено различными причинами, но всегда, так или иначе, является совокупностью внутриполитических и внешнеполитических компонентов. В условиях же глобализации и трансформации современного мирового порядка многие традиционные политические компоненты и институты подвержены эрозии и/или изменению, в том числе и в ЮВА. В данной статье делается попытка выявить и проанализировать возможные внешнеполитические угрозы американскому военному присутствию в ЮВА с помощью теоретических категорий в рамках изучения проблем доступа. В качестве характерной работы здесь можно привести исследование С. Петтиджона и Д. Кавана (крупных экспертов корпорации RAND в военнополитической сфере) «Access Granted: Political Challenges to the U. S. Overseas Military Presence, 1945 – 2014» [8], где используется нетрадиционный подход к анализу военного влияния США в мире и в отдельных регионах. Авторы обращают внимание на проблему политического доступа, которая мало изучается в отечественной науке. Проблема доступа основывается на следующем факте – наличие каких-либо американских баз, перевалочных пунктов или других видов военных объектов на территории другого суверенного государства не гарантирует, что США всегда смогут их задействовать и использовать по прямому назначению. В истории были случаи, когда страны не позволяли использовать Соединенным Штатам свои собственные базы, и таким образом, изучение возможностей США по использованию своих зарубежных баз получило название проблемы доступа. С. Петтиджон и Д. Каван в своем исследовании выделяют ряд внешнеполитических угроз, т.е. действий враждебных США внешних акторов,  которые стремятся с помощью различных инструментов ликвидировать американское присутствие в принимающей стране (государство, размещающее у себя зарубежные войска) или максимально сократить его потенциал. К этим инструментам относятся: запугивание – вербальная угроза включить принимающую страну в список приоритетных военных целей; подкуп – обещание выгодных экономических и военно-технический преференций; делигитимизация – подрыв идеологической и юридической легитимности зарубежного присутствия с помощью инструментов мягкой силы; поддержка оппозиции – оказание различных видов помощи политическим силами внутри принимающей страны, которые выступают против зарубежного присутствия; смешанные стратегии – применение двух или более обозначенных инструментов [8, p. 21]. Если говорить об акторах, которые потенциально враждебно настроены к американскому присутствию в ЮВА, то среди американского [6,p. 8] и российского экспертного сообщества [1,c. 25] уже довольно давно обсуждается наличие устойчивого американо-китайского антагонизма, который заключается в стремлении Китая, как возвышающейся державы, изменить военнополитический баланс сил в АТР, как в целом, так и в его отдельных субрегионах, и снизить степень военно-политического влияния США на региональном и мировом уровне, что является частью процесса по становлению КНР второй сверхдержавой. При этом, утверждение о стремлении Китая изменить баланс сил на мировой арене не имеет официального постулирования, и заключение об этом делается на основе косвенных факторов, а китайское руководство заявляет о необходимости выстраивания многополярного мира и восстановления исторической справедливости в отношении КНР [5]. Очевидно, что под подобными формулировками скрывается множество трактовок. Однако, если в случае международного и регионального уровня американо-китайский военнополитический антагонизм носит расплывчатый характер, то в Северо-Восточной и Юго-Восточной Азии он имеет отчетливый характер и выражается в японо-китайском конфликте по поводу принадлежности островов Сенкаку (в китайской позиции Дяоюйдао) в Восточно-Китайском море, а также в территориальном конфликте в Южно-Китайском море. И, если спор о принадлежности островов Сенкаку, где США традиционно занимают сторону Японии[3], меньше подвержен эскалации из-за низкой стратегической значимости данного архипелага, то в случае с территориальным конфликтом в Южно-Китайском море речь идет о стратегических вопросах. Последнее делает именно регион ЮВА наиболее вероятной зоной приложения усилий КНР по политическому ограничению американского доступа. Далее рассмотрим возможные различные способы реализации этих усилий. На сегодняшний день ситуация в ЮВА сложная и неоднозначная. Так, в регионе развит антиамериканизм, и китайская активность по поддержке оппозиции и делигитимизации американского доступа в случае необходимости могла бы найти более широкий отклик. Однако, несмотря на кажущуюся реальность угрозы китайской пропаганды, Китай на данный момент не обладает настолько развитым инструментом мягкой силы, чтобы серьезным образом делигитимизировать американское передовое присутствие. Также, на сегодняшний день, из-за отсутствия разработанной методологии, довольно сложно обстоятельно проанализировать степень влияния данного инструмента на трансформацию военного присутствия. При этом, для стран данного региона характерны авторитарные и полуавторитарные режимы, которые склонны к силовому подавлению протестного движения и эксплуатации националистической повестки. Это становится значимым фактором в условиях того, что большинство важных для американского присутствия стран региона участвуют в конфликте в ЮжноКитайском море и, как следствие, придерживаются недружественной позиции по отношению к КНР, что также находит отклик среди широких слоев населения, где распространено мнение о китайцев как о колонизатораx [2,c. 161]

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №10 (31) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Палченков В.А. ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ УГРОЗЫ ВОЕННОМУ ПРИСУТСТВИЮ США В ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ // Вестник науки №10 (31) том 1. С. 15 - 22. 2020 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/3621 (дата обращения: 24.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/3621



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2020.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.