'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №10 (31) том 1
  4. Научная статья № 6

Просмотры  86 просмотров

Германская Ю.А.

  


ПРЕЦЕДЕНТНЫЙ ХАРАКТЕР РЕШЕНИЙ СУДЕБНЫХ ИНСТИТУЦИЙ О БАНКРОТСТВЕФИЗИЧЕСКОГО ЛИЦА (НА ПРИМЕРЕ ЭКС-ПРЕЗИДЕНТА ООО «ВНЕШПРОМБАНК» Л. МАРКУС) *

  


Аннотация:
в условиях повышения нестабильности мировой экономики, высокую значимость приобретает проведение анализа общих тенденций мирового корпоративного рынка в контексте возбуждения дел о банкротстве физического лица и производства по ним. В статье исследованы особенности банкротства физических лиц, не являющихся предпринимателями, а также раскрыта специфика прецедента, возникшего в связи с разрешением судебными институциями дела о банкротстве экс-президента ООО «Внешпромбанк» Л. Маркус   

Ключевые слова:
банкротство физического лица, зарубежная практика банкротства, прецедент банкротство физического лица, изъятие зарубежных активов банкрота   


Постановка проблемы. Определенный экономический упадок в Российской Федерации, обострившийся в связи с тенденциями, спровоцированными мировыми и региональными кризисными явлениями, усилили риски для экономической и социальной стабильности общества. Этому предшествовали такие факторы, как: валютные риски потери доходов российского населения; недостаточная эффективность развития публичных систем регуляторного влияния; отсутствие у населения ориентира на справедливую предпринимательскую деятельность; слабая ассимиляция населения к новым рыночным условиям. Кроме того, расслоение общества, вызванное неравномерным распределением капитала и ресурсных организационных возможностей, спровоцировали ситуацию, в которой для лиц, обладающих значительным капиталом, стало возможным избежать юридической ответственности за нарушения в финансовой сфере, что реализуется в т.ч. посредством злоупотребления достаточно новой для России процедуры, позволяющей физическим лицам признать себя банкротами. Сложившаяся ситуация обуславливает необходимость исследования процедур банкротства физических лиц, не являющихся предпринимателями, в зарубежных странах, с целью выявления направлений и способов его более эффективного применения в российской практике. Исходя из указанного, цель статьи – определение сущности и особенностей процедуры банкротства физических лиц, не являющихся предпринимателями, на основе зарубежного опыта, и перспектив рецепиирования наиболее актуальных подходов в российском праве, в т.ч. в связи со вновь сформированным прецедентом изъятия зарубежных активов неплатежеспособного должника в деле о банкротстве экс-президента ООО «Внешпромбанк» Л. Маркус. Изложение основного материала Раскрывая специфику современного применения процедуры банкротства физических лиц, целесообразным представляется кратко обратиться к ретроспективному анализу указанного правового явления в практике государств. Так, институт банкротства физических лиц был известен еще в период Римской империи: уже римскому частному праву были известны специальные средства защиты кредиторов от недобросовестных действий (бездействия) должника, совершенных в ущерб кредиторам и направленных на уменьшение размера имущества обязанного лица, в том числе путем отчуждения и сокрытия имущества. Для защиты прав кредиторов использовался «паулианов иск» (actio Pauliana), по которому признавались недействительными договоры отчуждения имущества в ущерб кредиторам. В государствах англосаксонской правовой системы, в частности, в Англии, с 1542 г. процедура банкротства физических лиц, сходная с внедряемой на современном этапе в большинстве государств, уже предусматривала процедуру учета и реализации имущества должника с целью дальнейшего распределения полученной от его продажи прибыли среди кредиторов. Сходная процедура банкротства физического лица в США была введена в конце XIX века. Сейчас ее использует большинство развитых стран. В последние годы банкротство физических лиц активно внедряется также новыми странами-членами ЕС. На территории Российской Федерации в ранний исторический период процедура банкротства физических лиц отдельно не институциировалась, однако уже древнейшие источники права, такие как Русская Правда, Псковская судная грамота, Судебник 1497 и 1550 гг., Соборное уложение 1649 г., содержали в себе, хотя и бессистемно, нормы о банкротстве. На современном этапе неплатежеспособность физических лиц, не являющихся предпринимателями, наибольшее распространение получила среди заемщиков потребительских кредитов и в большей части возникала по независящим от них причинам, касаясь социального базиса любого общества – среднего класса, в связи с чем институт банкротства физического лица начал внедряться в различных государствах преимущественно как система государственной поддержки финансовой реабилитации должника. Процедура обеспечивала должнику достижение состояния «fresh start» и давала возможность снижения рисков безвозвратной потери социальных позиций, а кредиторам – отчасти обеспечивала возврат долгов с учетом реальных финансовых возможностей должника. Наиболее эффективной в контексте восстановления платежеспособности и реабилитации должника является процедура банкротства физических лиц, реализованная в США и Европейском Союзе, отличающаяся от сходной процедуры, представленной в некоторых других странах: а) демократическая модель (минимальные сроки процедуры банкротства и максимально высокая доля списания долгов); б) прокредиторская модель (длительный период уплаты долгов). Как отмечается в российской научной литературе, советское, а затем и отечественное право развивалось в русле европейской континентальной правовой системы, а потому, принимая решение о введении в России института банкротства физических лиц, отечественный законодатель был поставлен перед необходимостью учитывать, что принятие правовых норм о банкротстве физических лиц – это инструмент правового регулирования правоотношений в данной сфере, эффективность которого зависит от правильного применения таких норм правоприменительными органами. В то же время, важно учитывать, что институт банкротства физических лиц наиболее целесообразно вводить на стадии экономического роста, а не рецессии либо замедления экономического развития, в состоянии которого на сегодняшний день отчасти пребывает Россия в связи с отголосками экономических кризисных явлений, поскольку на уровне среднего класса в социальной структуре общества существует риск превращения государства в «страну банкротов». Указанное ставит под сомнение возможность достижения максимальной эффективности исследуемого правового явления в условиях российской действительности. Однако уже совершенные шаги в направлении реализации процедур банкротства физических лиц, не являющихся предпринимателями, позволяют сделать промежуточный вывод о достижимости требований запроса общества на государственную регламентацию реабилитационных процедур банкротства. Обращаясь к оценке российского законодательства в указанной сфере западными специалистов, следует отметить, что, «по мнению агентства FitchRatings, в теоретическом плане законодательство о банкротстве в России представляется довольно прокредиторским», однако тяготеет к учету интересов должника.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №10 (31) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Германская Ю.А. ПРЕЦЕДЕНТНЫЙ ХАРАКТЕР РЕШЕНИЙ СУДЕБНЫХ ИНСТИТУЦИЙ О БАНКРОТСТВЕФИЗИЧЕСКОГО ЛИЦА (НА ПРИМЕРЕ ЭКС-ПРЕЗИДЕНТА ООО «ВНЕШПРОМБАНК» Л. МАРКУС) // Вестник науки №10 (31) том 1. С. 44 - 52. 2020 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/3624 (дата обращения: 24.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/3624



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2020.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.