'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №10 (31) том 1
  4. Научная статья № 8

Просмотры  92 просмотров

Егоров М.В., Панеш Д.О.

  


ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО БАЗИСА ГОСУДАРСТВ, ФУНКЦИОНИРУЮЩИХ НА ПРИНЦИПАХ ИСЛАМСКИХ ФИНАНСОВ *

  


Аннотация:
в статье рассматриваются теоретические основы экономического базиса государств, функционирующих на принципах исламских финансов, их сущность, задачи и элементы. Даны характеристики этапов развития кризисов   

Ключевые слова:
экономический базис, принципы исламских финансов, управление финансовой состоятельностью, кризисы, этапы развития кризисов   


Основополагающая философия предоставления исламских финансовых услуг, которая исключает участие в спекулятивной, высокорисковой и рискованной деятельности, может объяснить, почему исламская экономика не была затронута эффектом первой волны глобального финансового кризиса. Однако вторая волна ГФК не обошла стороной исламскую финансовую систему в силу того, что, например, отрасли межбанковской активности и инвестиции в недвижимость являются восприимчивыми к системному риску. Это может быть результатом внешней глобальной финансовой нестабильности и ее многочисленных триггеров. Исламские финансовые институты получили достаточно широкое распространение в мире, как вследствие роста спроса на специфические финансовые услуги, так и в результате накопления некоторыми мусульманскими странами значительных финансовых ресурсов. В среднесрочной перспективе существующие тенденции в развитии исламских финансовых институтов сохранятся, учитывая, что страны-экспортеры нефти продолжат получать значительные доходы, а финансовые рынки этих стран продолжат развиваться. Устойчивое развитие исламских финансов дает преимущества для экономического роста, сокращения масштабов нищеты и содействия общему процветанию. Исламское финансирование может внести значительный вклад в экономическое развитие, учитывая его прямую связь с физическими активами и реальной экономикой. Использование механизмов распределения прибылей и убытков способствует оказанию финансовой поддержки производственным предприятиям, которые могут увеличить объем производства и создать рабочие места. Акцент на материальные активы гарантирует, что отрасль поддерживает только те сделки, которые служат реальной цели, тем самым препятствуя финансовым спекуляциям. Экономическая наука в исламе характеризуется рядом отличительных черт, которые отличают ее от традиционной экономической мысли. Поскольку она не отдает предпочтение индивидуальным свободам перед коллективными и не отдает предпочтение правам коллектива перед правами индивида. Напротив, она стремится к общему благу индивида и коллектива одновременно, так что индивид может продолжать пользоваться своей свободой, не нанося ущерба общественному благу и не нарушая его. Базовый исламский финансовый принцип можно сформулировать в узком смысле – как запрет ссудного процента (рибы), а также в широком смысле – как совокупность принципов: запрет ссудного процента, спекуляций и таких  контактных условий, по которым возникает неопределенность и (или) одна сторона получает чрезмерные преимущества за счет другой стороны. К вышеперечисленному следует добавить еще одно важное ограничение: недопустимо финансировать те виды деятельности, которые могут причинить физический или моральный вред отдельным лицам или обществу в целом (производство оружия и алкоголя, игорный бизнес и т.д.). Исламские инструменты выполняют те же функции, что и традиционные, поскольку они так же сосредоточивают временно свободные средства своих клиентов и предоставляют их во временное пользование, осуществляют посредничество в платежах и расчетах между коммерческими организациями и физическими лицами. Ключевым моментом, отличающим исламские банки от традиционных банков, является то, что они не используют в своей деятельности вознаграждение в виде банковского процента. Не осуждая сам факт получения прибыли, ислам запрещает получение только фиксированной прибыли, не зависящей от результатов деятельности. Вознаграждение владельцу капитала не должно быть гарантировано вне зависимости от результатов деятельности заемщика, как это происходит в случае взимания ссудного процента обычным банком. Исламский банк может получить доход, если он сам является участником проекта, при этом он должен полностью разделить с предпринимателем, как прибыль, так и убытки. Таким образом, принципы деятельности исламских финансов совершенно не противоречат принципам работы рыночной экономики, например, отказываясь от взимания ссудного процента, исламские банки вовсе не стремятся работать на благотворительных началах. Исламские банки быстро расширяют свои балансы. Однако есть и обратная сторона гибридных продуктов – а именно, новые комплексные риски. Значительно возрастает подверженность исламских банков рискам ликвидности, рыночным рискам и рискам процентных ставок, которые не существовали бы без гибридных продуктов. Эти риски трудно оценить, и неясно, как они должны  управляться банками и на надзорном уровне. Например, сомнительно, что применимым пруденциальным режимом должен быть Базель III или МФСБ. Кроме того, сохраняется неопределенность в отношении соответствующих правовых и бухгалтерских рамок, структуры управления, защиты прав потребителей и репутационного риска. Финансовые отношения в исламе базируются на нескольких принципах: 1) Запрет на приобретение имущества незаконными способами 2) Неизменность собственности, то есть зависимость от формы сути 3) Запрет расточительности (исрафа), то есть необходимо соблюдать производственную эффективность экономической деятельности, максимально использовать наличные ресурсы, тем самым поддерживая определенный уровень производства. 4) Равномерного распределения богатства среди всех членов общества 5) Запрет гарара (запрет на всевозможные операции, принимающие форму азартной игры), так как гарар является причиной разногласий между сторонами-участниками операции, вследствие чего операция признается недействительной. Из всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что все исламские финансы должны основываться на операциях с реальными активами. Финансовая компания не может предоставить денежные средства, если заранее не известны конкретные цели финансирования и не оговорены конкретные действия и операции по достижению этих целей. При этом исламская финансовая компания, выступающая в роли стороны, предоставляющей финансирование, должна нести риски, связанные с операциями с реальными активами, на осуществление которых предоставляется финансирование. Если финансирование предоставляется на осуществление производственной деятельности, то финансовая компания должна принимать на себя возможный риск убытков от этой деятельности

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №10 (31) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Егоров М.В., Панеш Д.О. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО БАЗИСА ГОСУДАРСТВ, ФУНКЦИОНИРУЮЩИХ НА ПРИНЦИПАХ ИСЛАМСКИХ ФИНАНСОВ // Вестник науки №10 (31) том 1. С. 58 - 62. 2020 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/3626 (дата обращения: 20.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/3626



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2020.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.