'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №10 (31) том 1
  4. Научная статья № 11

Просмотры  187 просмотров

Самсонова Т.А.

  


УВЕДОМЛЕНИЕ О ПОДОЗРЕНИИ В СОВЕРШЕНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЯ КАК СПОСОБ ПРИДАНИЯСТАТУСА ПОДОЗРЕВАЕМОГО *

  


Аннотация:
статья посвящена одной из форм придания лицу статуса подозреваемого в уголовном процессе – уведомлению о подозрении в совершении преступления, позволяющей своевременно поставить лицо в известность об осуществляющемся в отношении него уголовном преследовании   

Ключевые слова:
уведомление о подозрении, подозреваемый, уголовный процесс, предварительное расследования, дознание   


До 2007 года Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации [1] знал три основания признания лица подозреваемым в совершении преступления. В 2007 году Федеральным законом от 06 июня 2007 года № 90-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» [3] было введено еще одно основание признания лица подозреваемым. Часть 1 ст. 46 УПК РФ была дополнена п. 4, согласно которому подозреваемым является лицо, «которое уведомлено о подозрении в совершении преступления в порядке, установленном ст. 223.1 УПК РФ». Одновременно в УПК РФ была внесена новая ст. 223.1. Уведомление о подозрении как процессуальное действие включает в себя ряд процессуальных процедур. Дознаватель должен: получить достаточные данные, дающие основания для подозрения лица в совершении преступления; сформулировать подозрение в отношении конкретного лица в совершении им преступления; составить письменное уведомление о подозрении лица в совершении преступления; вручить подозреваемому копию уведомления; разъяснить подозреваемому его права, предусмотренные ч. 4 ст. 46 УПК РФ; составить протокол вручения уведомления с отметкой о вручении копии уведомления; в течение трех суток с момента уведомления – допросить подозреваемого по существу подозрения. Многие авторы указывают на излишне сложный порядок. Так, В.В. Кальницкий пишет: «Не совсем ясна роль протокола, составляемого при вручении копии уведомления. Все фиксируемые в нем сведения вполне укладываются в более функциональный протокол допроса» [8, с. 60]. На чрезмерную сложность процессуального порядка уведомления о подозрении в совершении преступления в своих работах указывали В.М. Быков, А.А. Терегулова [5, с. 195]. Закрепленное в УПК РФ уведомление о подозрении в совершении преступления по всем существенным признакам является аналогом постановления о привлечении в качестве обвиняемого, предусмотренного ч. 1 ст. 171 УПК РФ, а основания и процедура уведомления о подозрении – аналог оснований и процедуры предъявления обвинения на предварительном следствии (ст. 172 УПК РФ). Давлетов А.А., Федорова И.А. писали о том, что уведомление о подозрении намного лаконичнее постановления о привлечении в качестве обвиняемого [7, с. 33]. С.И. Гирько отметил, что включение в текст УПК РФ ст. 223.1 окончательно стерло грани различия между дознанием и предварительным следствием [6]. Для вынесения постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого необходимо наличие достаточных доказательств, дающих основания для обвинения лица в совершении преступления, в то время как для вынесения уведомления о подозрении в совершении преступления закон требует наличие полученных достаточных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления. Основаниями для подозрения лица в совершении преступления, как полагает В.Ю. Мельников, являются наличие в уголовном деле фактических и иных данных, доказательств, указывающих на лицо как на участника преступления [10, с. 60]. М.Ю. Колбеева говорит, что подозрение есть момент персонификации уголовного преследования, представляющий собой основывающееся на собранной процессуальной и внепроцессуальной информации, выраженное во вне предположение должностного лица о совершении лицом расследуемого преступления [9, с. 109]. Любое уголовнопроцессуальное решение принимается на основе фактических данных, имеющих различную природу, которые являются либо доказательствами (ч. 2 ст. 74 УПК РФ) или иными данными, в том числе, полученными в результате оперативнорозыскной деятельности (ч. 1 ст. 11 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» [2]). Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2013 года № 41 [4], обоснованное подозрение предполагает наличие достаточных данных о том, что лицо могло совершить преступление. В основу принятия решения об уведомлении лица о подозрении в совершении преступления могут быть положены как доказательства, так и иная информация. Таким образом, уведомление о подозрении в совершении преступления как одно из оснований признания лица подозреваемым позволяет своевременно поставить лицо в известность об осуществляющемся в отношении него уголовном преследовании и получить процессуальный статус подозреваемого для того, чтобы знать свои права и иметь реальную возможность их реализации. 

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №10 (31) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Самсонова Т.А. УВЕДОМЛЕНИЕ О ПОДОЗРЕНИИ В СОВЕРШЕНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЯ КАК СПОСОБ ПРИДАНИЯСТАТУСА ПОДОЗРЕВАЕМОГО // Вестник науки №10 (31) том 1. С. 77 - 80. 2020 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/3629 (дата обращения: 25.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/3629



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2020.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.