Жаббаров А.Р., Бахриллаева М.А.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ БИОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ЭСТЕТИКО-ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯВО ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЕ
Аннотация:
в данной статье рассматриваются вопросы формирования у студентов биологического факультета эстетико-экологического сознания в кружке «Природа: эстетика - экология». Особое внимание уделено вопросам формы и методов, приемов, средств, методики и условий, реализуемых в определенной процессуальной системе
Ключевые слова:
экология, эстетика, экологическая воспитание, педагогической концепции, животного мир, студенческий кружок
Для решения исследуемой проблемы необходимо определить педагогические основы. В этих целях осуществлено следующее: - выявление возможностей кружка «Природа: эстетика - экология» (программа создана авторами) в эстетико-экологическом воспитании студентов; данной формы внеаудиторной работы в этом воспитании студентов; - определение цели, задач, направленности, теоретико-педагогических принципов, подходов и требований к практическому решению проблемы; - разработка модели исследуемого процесса, характеристика его структурно-содержательной основы, этапов, выявление педагогических закономерностей; - разработка содержания занятий; - выявление и определение эффективных форм, методов, средств и приемов, оптимальных условий; - определение: вариантов заданий, видов деятельности, мероприятий эстетико-экологической тематики (для студентов); разработка: - требований к: учебно-воспитательному процессу, занятиям в целом, выполнению заданий; практической деятельности; отбору: объектов живой природы наглядно-иллюстративного материала, телепередач о животном мире; художественных фильмов о животных [1]. Общие принципы в построении учебно-воспитательного процесса: научность, доступность, системность, последовательность, связь с жизнью, современными проблемами общества, наглядность, сознательность, активность и самостоятельность. Основные принципы: - развивающего обучения, воспитывающего образования, перспективнорезультативного видения, практической деятельности. Принципиально-педагогическими были следующие ориентиры в практическом решении проблемы: - эстетико-экологическое воспитание - формирование адекватного сознания - осуществляется на основе эстетического и экологического просвещения, образования, воспитания; - необходима активизация у студентов: мотивационного отношения к эстетике и экологии живой природы; эмоционально-познавательной деятельности в эстетико-экологической области животного мира; эстетического восприятия объектов живой природы во взаимосвязи с экологическими суждениями; деятельности - творческой, природоохранной, по уходу за животными, пропагандистской и др.; - самосознания студентов. Используются широкие возможности кружка «Животный мир: эстетика - экология» в эстетико-экологическом воспитании студентов: I. - специфика и особенности данной внеаудиторной работы; - цель и задачи кружка; - эстетико-экологическое содержание занятий; - возможность использования различных форм, методов, приемов и средств; Констатация изначального уровня эстетико-экологического сознания студентов, его диагностика. II. Предварительный этап - формирование у студентов социальноличностного мотива с осознанием важности эстетико-экологического освоения природы - животного мира - для целостного развития своей личности, приобретения авторитета, социально полезного статуса. III. Главный этап - приобретение студентами эстетико-экологических знаний, понятий и представлений (эмоционально-познавательная активность при этом), а также опыт восприятия объектов живой природы в определенной системе (непосредственное восприятие-созерцание, ощущение - наблюдение - понимание и осмысление - анализ и оценка - определение своего отношения - осмысление экологической среды, условий и судьбы данного объекта живой природы (как эстетического явления) - суждения о его эстетическом облике, зависящем от экологических факторов, его роли в природе, для человека. IV. Практически-деятельностный этап: выполнение различных заданий, прежде всего творческих, в том числе по изобразительно-художественному изображению эстетического облика животных, желательно в экологическом контексте; ориентир студентов на активные действия, дела, труд на благо и процветание животного мира, его отдельных представителей; кроме того, - на распространение и пропаганду эстетико-экологических знаний среди сверстников. V. Отчетно-зачетный и самооценочный этап: отчет студентов о своей эстетико-экологической деятельности с предварительным самоизучением и самопознанием в этом процессе, самоанализом и самооценкой своего эстетикоэкологического сознания. VI Этап активизации студентов на эстетико-экологическое самообразование с осознанием важности этого для совершенствования своей личности; планирование этого самообразования (на текущий период и перспективу). VII. Заключительный этап. Изучение и анализ результатов эстетикоэкологического воспитания - формирования эстетико-экологического сознания студентов с отражением в различных таблицах динамики роста и совершенствования; подведение итогов и заключение о достигнутом (в соответствии с критериями эстетико-экологического сознания) студентами. Схематично модель процесса представлена в Табл. № 1. - вариативность заданий, самостоятельный выбор деятельности на благо животного мира, его отдельных представителей; - неограниченные возможности в проявлении самосознания; - стимул к потребности в эстетико-экологическом самообразовании. Цель педагогического исследования: эстетико-экологическое воспитание студентов с направленностью на формирование адекватного сознания во внеаудиторной работе - на научно аргументированных педагогических основах и в определенной процессуально-педагогической системе [2].
Номер журнала Вестник науки №10 (31) том 2
Ссылка для цитирования:
Жаббаров А.Р., Бахриллаева М.А. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ БИОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ЭСТЕТИКО-ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯВО ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЕ // Вестник науки №10 (31) том 2. С. 12 - 20. 2020 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/3634 (дата обращения: 25.03.2023 г.)
© 2020