'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №10 (31) том 3
  4. Научная статья № 1

Просмотры  98 просмотров

Аяпбергенова Г.С., Бисембаева Н.А., Ахмульдинова А.Н.

  


ВОЗМОЖНОСТИ МЕТОДА ПРОЕКТОВВ ФОРМИРОВАНИИ СПЕЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ *

  


Аннотация:
в данной статье рассматривается реализация метода проектов в условиях перехода к компетентностной модели профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов. Основное внимание уделяется раскрытию содержания базовых понятий «компетенция» и «компетентность», и даются обобщенные характеристики общекультурных, общепрофессиональных, профессиональных и специальных компетенций. В статье обобщается практический опыт применения авторами метода проектов в их профессиональной деятельности   

Ключевые слова:
компетентность, метод проектов, профессиональная компетентность, специальные компетенции, педагогические условия, педагогический процесс   


В целях обеспечения высоких темпов социально - экономического, научно - технического и культурного развития Республики Казахстан, современный этап развития высшего образования предполагает подготовку компетентных педагогов, готовых к успешной профессионально-личностной самореализации. В силу этого в настоящее время одним из приоритетных направлений образовательной политики государства является переход от знаниевой модели компетентностной модели профессиональной подготовки студентов. Внутри данной модели выделяют два базовых понятия – «компетенция» и «компетентность». Подготовка будущих педагогов на основе компетентностного подхода предполагает развитие у студентов умений оценивать, осознавать, прогнозировать, моделировать и конструктивно решать различные виды учебно-профессиональных задач, в связи с чем особо остро встает проблема развития проектировочной компетенции будущих педагогов в процессе учебной деятельности. Компетенция–способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области [1]. Компетентность–владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающейего личностное отношение кней и предмету деятельности [2]. Одним из способов формирования компетенций является метод проектов. В начальной школе о реализации метода проектов в полном его понимании говорить не приходится. Скорее всего, это метод проектной – исследовательской деятельности. “Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить” – вот основной тезис современного понимания метода проектов. Проектная деятельность – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Достижение нового качества в профессиональной деятельности учителя начальных классов, сопряжено с переосмыслением проектирования и управления педагогическим процессом, в котором он выступает теперь не только в роли педагога, но и в роли: инструктора (человека, который систематически ведут с младшими школьниками индивидуально - групповую работу по разработке, согласованию, оценке хода и результатов выполнения учебной работы); наставника (человека, умеющего оказывать адресную помощь ребенку, не избавляя его от проблемной ситуации, а, помогая ее преодолеть); консультанта (специалиста, способного обсудить учебную задачу, дать консультацию по различным вопросам); куратора (участника образовательного процесса, главной целью которого является создание условий для приобретения детьми жизненного опыта (обобщения, выбора, ответственного поведения) и жизненных ценностей); управленца (человека, владеющего такими управленческими технологиями, как педагогический анализ ресурсов, умение проектировать цели, планировать, организовывать, корректировать и анализировать результаты) и просто помощника [5]. Педагогический процесс являющийся центральным звеном, основой деятельности учителя начальных классов в свете новых подходов области профессиональных компетенций из разряда нормативных переходит в разряд собственных. Проектная деятельность не заменяет традиционную систему, а органично дополняет, расширяя её. Метод проектов - педагогическая  технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Активное включение школьника в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде. Учебная программа по проектной деятельности строится как серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач. Проектное обучение – полезная альтернатива классно-урочной системе. Но не должно вытеснять её, проектное обучение необходимо использовать как дополнение к другим видам прямого или косвенного обучения. Урок, реализованный методом проектов может быть: урок освоения нового материала; урок закрепления и отработки навыков решения учебных задач. Основной формой работы на уроке является групповая работа. Метод проектов в условиях педагогического образования способствует созданию мотивации, интереса будущих педагогов к обучению, и позволяет им убедиться в необходимости получения определенных знаний, умений, приобретения практического опыта не только в рамках одной дисциплины. Метод проектов способствует развитию навыков: • владение определенными знаниями по методу проектов; • умение работать с дополнительной литературой; • развивать навыки самостоятельного принятия решения; • умение использовать разные точки зрения на одну проблему; • демонстрировать публично результаты своей деятельности. Данная форма организации обучения, позволяет повысить значительно эффективность обучения. Она обеспечивает систему действенных обратных связей, что способствует развитию личности будущего учителя, его самореализации. В процессе обучения формируются практические и теоретические умения и навыки, умения и навыки самостоятельной работы.  Таким образом, метод проектов является одним из эффективных средств формирования профессиональных компетенций будущих педагогов. Включение обучающихся в проектную деятельность позволяет преобразовывать теоретические знания в профессиональный опыт и создает условия для саморазвития личности

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №10 (31) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Аяпбергенова Г.С., Бисембаева Н.А., Ахмульдинова А.Н. ВОЗМОЖНОСТИ МЕТОДА ПРОЕКТОВВ ФОРМИРОВАНИИ СПЕЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ // Вестник науки №10 (31) том 3. С. 4 - 8. 2020 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/3646 (дата обращения: 26.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/3646



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2020.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.