Земба М.А., Лепетова Е.А.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Аннотация:
в статье изложен анализ опыта применения кейс-технологий в начальной школе как средство развития мотивации к учению на примере урока окружающего мира. Целью работы является повышение уровня развития мотивации к учению у младших школьников. Рассматривается примерная характеристика методики работы по кейстехнологиям; методическое сопровождение структуры и содержания кейсов
Ключевые слова:
кейс-технология, мотивация, учение, младший школьник, квесты
Образовательный стандарт Республики Казахстан начального общего образования ориентирует сегодня на использование в образовательном процессе современных технологий деятельностного подхода. Одним из новых технологий обучения деятельностного типа является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов. Внедрение учебных кейсов в практику казахстанского образования в настоящее время является актуальной задачей. Кейс-технология – это технология краткосрочного обучения на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у слушателя новых качеств и умений. Кейс – технология – современная образовательная технология. В основе которой лежит анализ какой-то проблемной ситуации. Она объединяет в себе одновременно и ролевые игры и метод проектов. И ситуативный характер. Данная технология помогает повысить интерес учащихся к изученному предмету, развивает у школьников социальную активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли. Образовательная кейс-технология, где ученик получает определённый набор материалов и заданий имеет возможность спокойно над ними подумать, а потом сдать выполненную работу, очень эффективна. Ведь многим детям нужен индивидуальный темп обучения, ускоренный или замедленный, и не каждый ребёнок способен работать в коллективе. Кейс-метод, в отличии от многих других традиционных методов, позволяет учащимся применить к практической ситуации полученные теоретические знания. Разбор кейсов способствует активному усвоению знаний и накоплению определённого багажа практической информации, которая может оказаться в жизни более полезной, нежели теоретические знания. Также в процессе разбора кейса, развиваются аналитические, творческие коммуникативные навыки, крайне необходимые в современном мире. Работа над кейсом начинается с выделения отдельных содержательных элементов, поиска сути проблемы, противоречий, их причин и возможных негативных последствий. При проведении учебного занятия на основе кейса, можно применять дополнительные варианты работы учащихся. В младших классах ученики могут смоделировать и проиграть поведение участников, описать перечень отдельных факторов, признаков, содержания элементов противоречий, мотивационных установок действий субъектов данного события. На сегодняшний день данные технологи широко используются в средних школах, а в начальной школе делаются первые попытки. В силу небольшого жизненного опыта у учащихся младших классов использование кейс-методов не нашло широкого применения в начальной школе. Но хочется отметить, что технологии обучения на примере конкретной ситуации позволяет сформировать у детей 7-10 лет высокую мотивацию к учёбе. Особенностью технологии обучения на конкретной ситуации является работа в малых группах, то она позволяет развивать такие личностные качества младшего школьника как способность к сотрудничеству, чувство лидерства и ответственности за решение группы. Кейс-технологии объединяют в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ. Кейс-технология предполагает значительную индивидуализацию учебного процесса при активной позиции учащихся в процессе обучения. Принцип технологии состоит в том, что в начале обучения, составляется индивидуальный план, каждый обучающийся получает так называемый кейс, содержащий пакет учебных карт, правил, рекомендаций по изучению учебного материала, контрольные вопросы для самопроверки, тесты, творческие и практические задания. Изучая материал, обучающийся может запрашивать помощь у учителя. Разрабатываются квесты (интернетовское название) на разных уровнях обучения. Квесты охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными. Квесты охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными. Результатом работы кейс – технологии являются работы учащихся в виде презентаций (в начальной школе) кейс-технология – это интерактивная технология обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у учащихся новых качеств и умений. Очень важный этап-это создание “ситуации успеха”. Каждый ученик на определённом этапе (посильном для него) индивидуально решает задачу, не испытывая при этом никаких затруднений. В результате достигается эмоциональное удовлетворение детей своими результатами. Важнейшей составляющей педагогического процесса должно стать личностно - ориентированное взаимодействие учителя с учениками, где бы обеспечивалось комфортное психологическое самочувствие обучающих и обучающихся, резкое снижение конфликтных ситуаций на уроках и во время воспитательной деятельности, где бы создавались благоприятные предпосылки для повышения уровня общекультурной подготовки; создавался благоприятный микроклимат в классе, школе.
Номер журнала Вестник науки №10 (31) том 3
Ссылка для цитирования:
Земба М.А., Лепетова Е.А. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ // Вестник науки №10 (31) том 3. С. 9 - 12. 2020 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/3647 (дата обращения: 25.03.2023 г.)
© 2020