'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №10 (31) том 3
  4. Научная статья № 8

Просмотры  352 просмотров

Погожева О.В.

  


ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА В ПРОШЛОМ И НАСТОЯЩЕМ *

  


Аннотация:
в статье обозначены основные позиции автора по вопросу происхождения государства. Проведен анализ теорий происхождения государства, дана их критическая оценка. Цель работы состоит в изучении основных теорий и их значения для общего учения о государстве   

Ключевые слова:
государство, теории происхождения государства, теория специализации   


Изучая вопрос типологии происхождения государства, нельзя не коснуться проблем его актуальности. Существующие «классические» теории не могут в полной мере раскрыть происхождение государства в современном мире. В данных условиях представляется необходимым поставить вопрос о рассмотрении вопроса теорий происхождения государств с учетом прошлого опыта и нынешних реалий. Стоит отметить, что ряд теорий совсем не находят подтверждений своей достоверности и существуют лишь, как дань прошлому. К таким, по-моему мнению, относится теологическая, психологическая и органическая теории. Так, согласно теологической теории, государство возникает в результате божественной воли. Наиболее известными представителями данной теории являются Жан Маритен, Д. Эйве, Ф. Аквинский, Ф. Лебюфф. Согласно данной теории, процесс сотворения государства анолгичен созданию мира богом. Однако, проанализировав случаи обожествления власти в различных государствах, можно понять, что это происходит уже в процессе правления, с целью укрепления власти. Психологическая теория происхождения государства подходит к вопросу создания государства с точки зрения особенностей психики человека, потребности в подчинении, стремлении в поиске авторитета. Этой теории придерживались Г.Тард, Л.И.Петражицкий, З.Фрейд и другие. Данная теория считает свойства человеческой психики решающими в образовании государства и права, не учитывая при этом, что сама человеческая психика формируется под влиянием соответствующих экономических, социальных и иных внешних условий, а они в свою очередь играют определяющую роль. К тому же, эта теория едва ли объясняет появление первых государств. Органическая теория объясняет появление государства от общества, подобно клеткам человеческого тела. Она получила широкое распространение в трудах Г. Спенсера, Р. Вормса, Г. Прейса. Государство позиционируется как единый организм, создающийся и развивающийся по естественным законам природы. Государство, подобно биологическому организму, имеет мозг (правитель) и средства выполнения его решений (подданные). Данная теория носит наиболее абстрактный характер. Нельзя распространять все закономерности, присущие биологической эволюции, на социальные организмы, ведь, несмотря на их взаимосвязь, это разные уровни жизни со своими закономерностями и причинами возникновения. В свою очередь, наиболее аргументированными и применимыми к жизни, по моему мнению, являются следующие теории: материалистическая, договорная, патриархальная и теория насилия. Патриархальная теория объясняет происхождение государства разрастанием семьи и переходом в конечном счете к образованию государства. Сторонники: Конфуций, Аристотель, Р. Филмер, Н. Михайловский. Государство, согласно данной теории — это результат исторического развития семьи (разросшаяся семья). Глава государства (монарх) является отцом  (патриархом) по отношению к своим подданным, которые должны относиться к нему с почтением и слушаться неукоснительно. Отсюда власть государя есть продолжение власти отца (патриарха) в семье, которая выступает как неограниченная. Поскольку признается изначально божественное происхождение власти «патриарха», подданным предложено покорно подчиняться государю. Всякое сопротивление такой власти недопустимо. Как и в семье отец, так и в государстве монарх не выбирается, не назначается и не смешается подданными. В отличие от теологической концепции патриархальная называет государство благом, а не аппаратом насилия и угнетения. И это свойственно не только Аристотелю с его гуманным отношением к человеку и обществу, но и другим идеологам патриархальной теории. Данная теория не объясняет множества аспектов, сопровождающих становление государства, но она дает власти не только сакральное обоснование, но и легитимность на почве семейных уз. Теория насилия была представлена в трудах Е. Дюринга, Л. Гумпловича, К. Каутского. Причину происхождения государственности они видели не в экономических отношениях, божественном провидении и общественном договоре, а в военно-политических факторах — насилии, порабощении одних племен другими. Для управления завоеванными народами и территориями необходим аппарат принуждения, которым и стало государство. По мнению представителей данной доктрины, государство — возникшая организация властвования одного племени над другим. Насилие и подчинение властвующим подвластных является основой возникновения экономического господства Договорная теория происхождения государства была разработана в трудах Г. Гроция, Ж. Ж. Руссо, А. Н. Радищева. По мнению представителей договорной теории, государство возникает как продукт сознательного творчества, как результат договора, в который вступают люди, находившиеся до этого в «естественном», первобытном состоянии. Государство — не проявление божественной воли, а продукт человеческого разума. До создания государства  был «золотой век человечества» (Ж. Ж. Руссо), завершившийся появлением частной собственности, расслоившей общество на бедных и богатых, приведшей к «войне всех против всех» (Т. Гоббс). Представителями материалистической теории происхождения государства являются К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин, объясняющие возникновение государственности прежде всего социально-экономическими причинами. Первостепенное значение для появления государственности имели три крупных разделения труда (от земледелия отделилось скотоводство и ремесло, обособился класс людей, занятых только обменом). Подобное разделение труда и связанное с ним совершенствование орудий труда дали толчок росту его производительности. Возник избыточный продукт, который в конечном счете и привел к возникновению частной собственности, в результате чего общество раскололось на имущие и неимущие классы, на эксплуататоров и эксплуатируемых. Важнейшим последствием появления частной собственности выступает выделение публичной власти, уже не совпадающей с обществом и не выражающей интересы всех его членов. Властная роль переходит к богатым людям, превращающимся в категорию управляющих. Они создают для защиты своих экономических интересов новую политическую структуру — государство, которое в первую очередь выступает как инструмент проведения воли имущих. Таким образом, государство возникло преимущественно в целях сохранения и поддержки господства одного класса над другим, а также в целях обеспечения существования и функционирования общества как целостного организма. Конечно же, нельзя не говорить о возникновении государства, опираясь на одну конкретную теорию. В каждом случае имело место сочетание сразу нескольких теорий, которые дополняли друг друга, а в итоге образовывали государство. В этом свете представляется логичным рассмотреть теорию специализации, возникшую не так давно, относительно вышеперечисленных.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №10 (31) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Погожева О.В. ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА В ПРОШЛОМ И НАСТОЯЩЕМ // Вестник науки №10 (31) том 3. С. 40 - 45. 2020 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/3653 (дата обращения: 25.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/3653



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2020.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.