'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №10 (31) том 3
  4. Научная статья № 11

Просмотры  128 просмотров

Ткаченко Н.П.

  


РОЛЬ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА *

  


Аннотация:
в статье исследуется деятельность органов местного самоуправления по защите прав и свобод человека и гражданина, их место и роль в конституционном механизме защиты прав и свобод человека и гражданина как института публичной власти. Делаются выводы о том, что местное самоуправление и его органы представляют особый негосударственный уровень единой конституционной системы обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации   

Ключевые слова:
органы местного самоуправления, защита прав человека, вопросы местного значения, территориальное общественное самоуправление, муниципальный контроль, демократия, муниципальная общественная палата, обращения граждан   


Закрепляя положения о защите прав и свобод человека и гражданина в ст. ст. 130–133, Конституция РФ [1] не устанавливает обязанности органов местного самоуправления по обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, при этом в ст. 18 устанавливает, что они определяют деятельность местного самоуправления. На международном уровне защита прав человека также не отнесена к вопросам компетенции органов местного самоуправления [14, c. 1020]. Европейская хартия местного самоуправления 1985 г. в ч. 1 ст. 3 содержит определение местного самоуправления, согласно которому местное самоуправление осуществляется "в рамках закона" и "в интересах местного населения" [2]. Исходя из данных норм О.В. Доронина делает вывод, что на местное самоуправление как институт публичной власти накладываются обязанности по соблюдению конституционных прав и свобод человека и гражданина, по созданию условий для наиболее полной реализации прав и свобод граждан, по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, а в отдельных случаях – и по восстановлению нарушенных прав и свобод на территории муниципального образования [13, с. 18]. Как указывают Н.С. Бондарь и М.В. Мархгейм, местное самоуправление и его органы представляют особый негосударственный уровень единой конституционной системы обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации [13, с. 18]. Права и свободы человека и гражданина, как отмечают О.Ю. Трещева и Э.Ю. Балаян, реализуются прежде всего на местном уровне, там, где он живет, где осуществляет трудовую, политическую и иную деятельность. Местный уровень власти предполагает максимальную приближенность органов местного самоуправления к населению, что является определяющим, куда граждане, в первую очередь, обратятся за помощью в случае нарушения их прав [15, c. 41]. Поэтому защита прав и свобод гражданина во многом зависит от деятельности органов местного самоуправления. Конституция Российской Федерации и федеральные законы к ведению местного самоуправления относят вопросы обеспечения жизнедеятельности населения муниципальных образований, являющихся первичными территориальными единицами, а по существу – удовлетворение самых насущных, жизненных потребностей людей, причем, главным образом малых групп и конкретных граждан [12, с. 15]. Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения установлены в ст. 17 Федерального закона "Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее – Закон 131-ФЗ) [7] и иных федеральных законах, которые регулируют различные сферы государственной или общественной жизни. Данные полномочия конкретизируются в законодательстве субъектов Российской Федерации, уставах муниципальных образований. В соответствии с Законом 131-ФЗ муниципальная власть призвана решать такие вопросы местного значения, как: организация электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом; обеспечение реализации права на жилище; создание условий для предоставления транспортных услуг населению; создание условий для обеспечения жителей услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания; создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры; обеспечение правопорядка и общественной безопасности на территории муниципального образования; борьба с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями и ликвидация их последствий и др. Данные вопросы местного значения относятся к вопросам обеспечения жизнедеятельности населения и конкретных граждан на территории соответствующего муниципального образования. Однако, как отмечает Н.А. Мошкина, в указанных нормах вопросы защиты прав и свобод гражданина не отнесены к вопросам местного значения. Вместе с тем, вопросы непосредственного жизнеобеспечения в основном связаны с оказанием или организацией оказания социальных услуг конкретному гражданину или группе граждан, проживающих в соответствующем муниципальном образовании, а, следовательно, направлены на обеспечение и защиту прав и свобод человека и гражданина [14, c. 1022]. Защита органами местного самоуправления прав человека осуществляется посредством создания необходимых условий для реализации конституционных прав и свобод граждан на местном уровне. И прежде всего, это создание условий для реализации конституционных прав граждан: избирать и быть избранными в органы местного самоуправления; осуществлять местное самоуправление через выборные и иные органы местного самоуправления; участвовать в решении вопросов местного значения путем прямого волеизъявления [14, c. 1023], обращаться лично и направлять обращения в муниципальные органы; иметь право на ознакомление с правовыми актами органов местного самоуправления, касающихся прав и свобод гражданина; высказывание мнения в связи с изменением границ территорий муниципалитета. Право граждан избирать и быть избранными в орган местного самоуправления способствует участию населения в управлении делами муниципальных образований, а, следовательно, посредством такого участия граждане получают возможность защищать свои права и права других лиц. Любой гражданин, достигший возраста 18 лет, вправе избирать и быть избранными в представительные органы местного самоуправления, достигший возраста 21 год вправе быть избранным главой исполнительнораспорядительной власти муниципалитета. Иными формами прямого волеизъявления граждан в решении вопросов местного самоуправления являются: участие в местных референдумах; голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления; голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования; правотворческая инициатива; участие в территориальном общественном самоуправлении, публичных слушаниях, собраниях, сходах граждан, конференциях граждан, опросах граждан; обращения в органы местного самоуправления и др.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №10 (31) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Ткаченко Н.П. РОЛЬ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА // Вестник науки №10 (31) том 3. С. 61 - 71. 2020 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/3656 (дата обращения: 19.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/3656



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2020.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.