'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №8 (8) том 3
  4. Научная статья № 46

Просмотры  415 просмотров

Тельных Д.В.

  


К ВОПРОСУ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТИВНОЙ ПОЗИЦИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА *

  


Аннотация:
в данной статье рассматривается вопрос развития субъективной позиции у детей старшего дошкольного возраста, описываются приемы развития познавательной активности и освоения детьми позиции субъекта деятельности.   

Ключевые слова:
субъект, деятельность, инициативность, активность, субъективная позиция   


Ребенок дошкольного возраста наиболее полно развивается в детских видах деятельности. При этом важно, чтобы в процессе деятельности у ребенка проявлялись субъектные проявления, которые в дальнейшем помогут дошкольнику занять позицию субъекта деятельности. Субъект – это носитель активности. Субъектность человека проявляется, прежде всего, в демонстрации собственного личностного отношения к объекту, предмету или явлению действительности. Субъективная позиция ребенка старшего дошкольного возраста определятся как способность к освоению действительности, в рамках которой он выступает как инициатор собственной познавательной деятельности, активно действующий участник образовательного процесса с устойчивой внутренней мотивацией, способный осознанно планировать и регулировать свои действия, осуществлять анализ своей деятельности и давать адекватную оценку ее результатов. В дошкольном возрасте субъективная позиция ребенка проявляется в: планировании своих действий, направленных на достижение конкретной цели; способности решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту; способности применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач, поставленных как взрослым, так и им самим ребенком; активном отношении к разным видам деятельности и стремлении к самостоятельным и независимым действиям. Дошкольника смело можно назвать практиком, познание им мира идет исключительно чувственно-практическим путем. В этом смысле природа ребенка изначально субъектна, поскольку дошкольник - это прежде всего деятель, стремящийся познать и преобразовать мир самостоятельно. Именно такое сочетание возможности выбора на основе оформляющихся отношений с потребностью все попробовать самому и предопределяет ход развития ребенка как субъекта доступных ему видов деятельности. И чем раньше это поймет взрослый, тем успешнее будет развит ребенок. Основными проявлениями субъектной позиции ребенка в разных видах деятельности будут: интерес к деятельности; избирательное отношение к разным видам деятельности; инициативность и желание заниматься тем или иным видом деятельности; самостоятельности выбора и осуществления деятельности, в творческих проявлениях способов действий и продуктов деятельности. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом в дошкольном образовании смещен акцент с учебных занятий на совместную деятельность ребенка и взрослого. В организации и осуществлении образовательной деятельности необходимо обязательно применять методы и приемы, обеспечивающие взаимодействие с детьми в рамках субъектсубъектной модели посредством создания проблемно-игровых, развивающих, образовательных ситуаций, привлечения детей к активному участию в совместной со взрослым работе, развития навыков самооценки и самоконтроля. Эффективными приемами развития познавательной активности и освоения детьми позиции субъекта деятельности являются:  использование игровых ситуаций, требующих оказания помощи любому персонажу (задача: разъяснить, научить, убедить его);  использование дидактических игр, в которых решение дидактической задачи для взрослого - поиск видовых и родовых признаков сходства предметов (младший, средний дошкольный возраст, дифференциация родовых понятий (старший дошкольный возраст) - связано с игровой задачей для детей (поможем Пете положить одежду в шкаф, а обувь в обувницу и др.);  использование интерактивных и компьютерных игр;  придумывание новых игр и упражнений совместно с детьми и использование их в работе;  привлечение детей к оценке результатов своей работы, достижений и затруднений;  развитие навыков самооценки и самоконтроля.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №8 (8) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Тельных Д.В. К ВОПРОСУ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТИВНОЙ ПОЗИЦИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Вестник науки №8 (8) том 3. С. 198 - 200. 2018 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/366 (дата обращения: 27.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/366



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2018.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.