'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №11 (32) том 1
  4. Научная статья № 9

Просмотры  103 просмотров

Бондаренко А.А., Теренина Н.Л.

  


МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕКОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ, ОПИРАЯСЬ НА КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА *

  


Аннотация:
в данной статье рассматриваются вопросы оценки конкурентоспособности, анализируются понятия потенциала организации, конкурентных преимуществ и конкурентоспособности, исследуется их взаимосвязь   

Ключевые слова:
конкурентоспособность, потенциал организации, конкурентное преимущество, оценка конкурентоспособности   


В настоящее время из-за постоянно растущего уровня конкуренции во всех сферах бизнеса, руководителям все сложнее принимать решения. Для эффективности управления процессом принятия управленческих решений необходимо проводить непрерывный анализ ситуации и осуществлять прогнозы о будущем организации, анализируя разные сценарии развития. Исследования современных ученых-экономистов подтверждают, что организации с низким уровнем конкурентоспособности чаще подвержены процедуре банкротства. Поэтому проводить оценку конкурентоспособности для любой организации необходимо, так как в процессе исследования выявляются перспективы, позволяющие повысить свой уровень конкурентоспособности или принять решение ухода с рынка, если последние отсутствуют. Из этого следует, что оценка конкурентоспособности актуальна для всех организаций вне зависимости от их успешности в настоящее время для подтверждения стратегических решений и анализа существующих или возможных проблем [5]. Вопросам изучения конкурентоспособности, а также ее оценки посвящены работы многих авторов: И. Ансоффа, Е. Дихтля, Дж. Кея, Т. Коно, Ф. Котлера, Т. Петерса, Н. Петса, М. Портера, И. Максимовой, А.Н. Печенкина, Н.Л. Терениной, В.В. Салия, Н.И. Шайдуровой, А.Ю. Юданова, Н.С. Яшина, и. т.д. Но, несмотря на то, что существует множество исследований данной темы разных авторов, возникают различия в понимании термина «конкурентоспособность», что приводит к многовариантности определений, относительности, а также различию подходов к оценке и анализу конкурентоспособности [1]. Кроме этого, во многих исследованиях понятие конкурентоспособность заменяют на понятие конкурентное преимущество или потенциал организации, из-за чего меняется методика оценивания и результаты полученных оценок нельзя использовать для сравнения конкурентов и дальнейшего принятия решений. Таким образом, существует актуальная задача – обобщение и соотнесение взаимосвязанных понятий конкурентоспособность, потенциал организации и конкурентное преимущество для дальнейшего их использования в процессе оценки конкурентоспособности организации. Рассмотрим в таблице 1 как определяют авторы понятие потенциал организации [4].  Можно сделать вывод, что потенциал организации как один из элементов обеспечения конкурентоспособности – это все, чем обладает организация и все, что использует для достижения целей. К показателям оценки потенциала организации относится [4]:  производственный потенциал – стоимость основных производственных фондов, их износ, уровень выработки;  ресурсный потенциал – обеспеченность ресурсами, степень обеспеченности кадрами, обеспеченность оборотным капиталом;  сбытовой потенциал – объем продаж, эффективность дистрибьютерской сети, количество каналов сбыта;  финансовый потенциал – чистая прибыль, коэффициент финансовой независимости;  инновационный потенциал – частота внедренных инновационных проектов, рентабельность инновационных мероприятий. Самым распространённой методикой оценки потенциала организации, является метод интегрированного обещающего показателя, который позволяет оценить потенциал организации и определить уровень конкурентоспособности. В данной методике под потенциалом понимаются ресурсы, которые позволяют организации выдерживать конкурентную борьбу на рынке, то есть ее конкурентные преимущества. Сравнительная оценка понятий «конкурентного преимущества» представлена в таблице 2. Р.А. Фатхутдинов и М.Портер, определяя значение понятия «конкурентное преимущество» более детальны, чем другие авторы. По данным таблицы 2, можно сделать вывод, что при конкурентном анализе оцениваются стержневые компетенции и анализируется в чем именно организация лучше конкурентов. Конкурентные преимущества разделяют на естественные (не зависят от места организации на рынке, имеются в наличии у всех), а также  искусственные (это те преимущества, которые могут повысить положение организации на рынке). К показателям оценки естественных конкурентных преимуществ можно отнести [7]:  себестоимость;  срок выполнения заказа;  уровень инновационного развития;  географическое расположение;  ассортимент. Показателями оценки искусственных конкурентных преимуществ являются:  полезность продукции;  корпоративная социальная ответственность перед обществом;  уникальность предложения. Конкурентоспособность, в свою очередь, это результат реализации конкурентных преимуществ, представляющий собой характеристику отличий исследуемой организации от конкурентов по способности удовлетворять потребителей и эффективности деятельности.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №11 (32) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Бондаренко А.А., Теренина Н.Л. МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕКОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ, ОПИРАЯСЬ НА КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА // Вестник науки №11 (32) том 1. С. 46 - 52. 2020 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/3682 (дата обращения: 26.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/3682



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2020.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.