'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №11 (32) том 1
  4. Научная статья № 15

Просмотры  132 просмотров

Колпаков А.С., Воробьев С.П.

  


СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ РФВ РЕГИОНАЛЬНОМ АСПЕКТЕ *

  


Аннотация:
программные методы государственного управления являются предметом особого внимания со стороны органов власти различных уровней. Каждый субъект РФ разработал собственные методики оценки эффективности государственных программ, опираясь на федеральные методические рекомендации. Исследование методик различных субъектов позволило систематизировать критерии эффективности и выявить их преимущества и недостатки. Обоснован модульный подход к оценке, позволяющий комплексно оценить эффективность программ   

Ключевые слова:
бюджетные средства, методика оценки эффективности реализации государственных программ, эффективность государственных программ, критерии эффективности расходование бюджетных средств   


Введение В настоящее время перед Российской Федерацией стоят задачи повышения благосостояния населения и модернизации экономики, решение которых зависит от качества государственного управления бюджетными средствами. За последние несколько лет существенное развитие получил программный метод государственного управления. Основная цель внедрения данного механизма заключается в обеспечении повышения эффективности расходования бюджетных средств и управления ими на всех уровнях власти. В связи с чем возникает необходимость анализа существующих методик оценки эффективного расходования каждого рубля в рамках государственных программ, выявления их недостатков, а также разработки методики оценки расходования бюджетных средств наиболее полно учитывающей критерии их эффективности. Осуществление государственных программ предполагает наличие специального инструмента программной оценки. Оценка эффективности государственных программ в Российской Федерации является относительно новым инструментом проведения региональной политики. В период 2013-2014 гг. субъекты Российской Федерации, опираясь на федеральные методические рекомендации, разработали собственные методики оценки эффективности государственных программ. Для выявления наиболее объективной, прозрачной и качественной методики был проведен анализ подходов субъектов РФ к оценке государственных программ, что позволило выявить параметры, по которым они различаются: орган власти, утвердивший методику и ответственный за оценку программ; качественные показатели оценки программ; ранжирование по степени реализации; оценка финансового обеспечения программ; эффективность реализации программ; оценка реализации основных мероприятий; количественные показатели оценки программ; информационная открытость, публичность сведений о реализации программ; оценка качества управления программами; риски, последствия, внешние факторы. Подходы объединяет общий принцип оценки, заключающийся в соотношении фактических расходов бюджета и достигнутых целевых показателей к плановым значениям. Методики различаются тем, что одни регионы рассчитывают уровень достижения целевых показателей программ, а другие динамику изменений целевых индикаторов по годам. Анализ динамики характеризуют общий тренд реализации государственной программы. Показатели при проведении оценки применяются качественные и количественные. Но только 22% всех регионов используют качественные критерии, что обусловлено сложностью их формализации при расчете уровне эффективности и тем, что в основном они используются на стадии разработки программ (соответствие цели стратегиям, приоритетам государственной политики; уровень проработанности показателей, проработанности индикаторов и прочие). Значительное внимание при оценке государственных программ уделяется основным мероприятиям их реализации (53%), включая оценку корректности их формулировок, степени своевременности исполнения, а также сравнения эффективности с предыдущим годом. Методики оценки эффективности реализации государственных программ 13 % всех субъектов учитывают объем привлеченных средств из бюджетов других уровней, а также внебюджетных средств, их структуру и динамику по сравнению с предыдущим годом (Владимирская область, Республика Ингушетия и другие). Показатели качества управления программами используются в 18% регионов, которые заключаются в оценке деятельности администраторов, учете количества изменений, своевременного отчета об исполнении (Республики Ингушетия, Якутия (Саха), Ставропольский край и другие). Однако эти показатели характеризируются низкой степенью объективности. Используемые критерии позволяют отчитаться об использовании бюджетных средств с достаточно высокой степенью эффективности действующих программ, что актуализирует задачу разработки объективной методики оценки. Методики оценки эффективности государственных программ субъектов РФ можно сгруппировать, учитывая их особенности. Ряд методик субъектов, которые используют более 65% регионов РФ, предполагают расчет интегрированного показателя, применяя либо балльную оценку, либо учитывая значимость конкретных показателей достижения целей, вследствие чего распределяются по группам по степени их эффективности. Обычно применяют трехуровневую систему, например, Республика Бурятия применяет пятиуровневое ранжирование - высокоэффективная, эффективная, недостаточно эффективная, низкоэффективная и неэффективная; в Новосибирской области регионы программы подразделяют на эффективные, недостаточно эффективные и неэффективные; в Калужской области - высокий уровень эффективности, удовлетворительный и неудовлетворительный уровни. Методики опираются на оценку достижения отдельных целей, (около 30% субъектов РФ, в числе которых Вологодская, Нижегородская, Мурманская области) не сводя к расчету интегрированного итогового показателя, и как следствие составляется рейтинг государственных программ. В данной группе стоит отметить Забайкальский край, методика которого предусматривает составление рейтинга в относительно динамики предыдущего года. Группа методик предполагает расчет бюджетной или экономической эффективности, который используется в Владимирской и Ростовской областях, Республике Татарстан. Методика Республики Татарстан характеризуются сложностью расчетов и требует дополнительных исследований со стороны органов государственной власти субъекта РФ. А методику оценки эффективности программ в Ростовской области администраторы разрабатывают каждый для своей программы самостоятельно, что повышает риск субъективной оценки, во всех программах является составляющим коэффициентом  интегрированного показателя. Методика Владимирской области предполагает два этапа расчета эффективности - оценка эффективности реализации программы (подпрограммы), исходя из системы критериев, и оценка бюджетной эффективности реализации основных мероприятий. Проанализировав подходы и критерии оценки эффективности государственных программ, используемых субъектами Российской Федерации, все методики можно разделить на две группы. В первую группу входят регионы, которые используют методические рекомендации, разработанные Министерством экономического развития Российской Федерации (Республики Калмыкия, Алтай; Новосибирская, Ленинградская, Волгоградская, Оренбургские области; Алтайский, Хабаровский края) [1]. Вторую группу составляют регионы, использующие наряду с федеральными рекомендациями свои уникальные индикаторы и критерии оценки, которые представлены на таблице 1.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №11 (32) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Колпаков А.С., Воробьев С.П. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ РФВ РЕГИОНАЛЬНОМ АСПЕКТЕ // Вестник науки №11 (32) том 1. С. 84 - 93. 2020 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/3688 (дата обращения: 18.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/3688



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2020.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.