'
Панасейкина В.С.
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО В РАЗВИТИИ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ АРКТИЧЕСКИХ РЕГИОНОВ *
Аннотация:
в данной статье рассмотрены возможности развития государственно-частного партнерства на особо охраняемых природных территориях. Исследование опорных зон развития Арктики в эколого-экономических и социальногуманитарных аспектах через призму взаимодействия органов власти, бизнеса и коренных малочисленных народов Севера является актуальным
Ключевые слова:
арктические территории, экологический туризм, государственно-частное партнерство, «зеленая» занятость
В «Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года» отмечается, что «в целях совершенствования системы государственного управления социально-экономическим развитием АЗРФ предусматриваются: развитие арктического туризма и расширение экологически безопасных видов туристской деятельности в Арктике, совершенствование нормативно-правового обеспечения в сфере туризма, создание системы его финансовой поддержки на принципах государственно-частного партнёрства, содействие формированию региональных туристических кластеров, продвижение арктического туризма на национальном и международном рынках» [1]. Государственно-частное партнерство строится по принципу консорциума двух сторон, при этом не обязательно полное совпадение целей партнеров, достаточно их взаимосогласованные действия в части объективно необходимых результатов для эффективной реализации проекта. При этом партнёры солидарно отвечают за реализацию проекта в целом, субсидиарно отвечая за возложенные на них функции в рамках проекта. Интерес публичного партнера к формированию отношений государственно-частного партнерства заключается в следующих положениях: - получение дополнительных возможностей по реализации конкретных общественных интересов в необходимом объеме и в необходимые сроки; - экономия бюджетных ресурсов, за счет привлечения частного капитала, увеличивающего ресурсно-финансовое обеспечение проектов ГЧП; - увеличение стоимости основных фондов, находящимся в государственной собственности; - стоимостная оптимизация, повышение качества обслуживания и технической эксплуатации объектов, находящихся в государственной собственности; - создание в регионе новых рабочих мест; - финансовые поступления от реализации проектов государственночастного партнёрства в бюджеты различных уровней; - получение государством доступа к управленческим и технологическим ноу-хау частных партнеров, вкладывающих в проект государственно-частного партнерства свои компетенции и нематериальные ресурсы [2]. Государственно-частное партнерство в Арктике за последние годы заключалось в том, что крупные промышленные компании (топливноэнергетические в том числе) подписывали договоры с органами власти разного уровня (субъектами РФ, местного управления), общинами малочисленных народов Севера, их объединениями в поселках и районах, а также отдельными хозяйствами. Это дало возможность создать внебюджетные фонды, чтобы обеспечить кредитную поддержку предприятий здешнего населения. Арктическая зона довольно перспективна для развития экотуризма. Преимущества здесь очевидны: такой вид туризма не разрушает экосистемы, создаются такие условия, когда сами местные жители стремятся охранять природу и природные ресурсы [3]. По данным Ростуризма, более 11 млн туристов, включая иностранцев, в 2017 г. посетили особо охраняемые природные территории Однако доля экологического туризма в общем объеме туристической индустрии в стране порядка 1%, хотя в мире эта доля — около 10%. Особенно перспективным для развития экотуризма является территория Арктической зоны РФ. В настоящее время в границах российской части Арктики находится 23 ООПТ федерального значения, однако в структуре отечественных ООПТ основную часть составляют ООПТ регионального значения, на долю которых приходится около 85 % от общего числа ООПТ и около 60 % от их суммарной площади. В соответствии с Федеральным законом №33-ФЗ от 14 марта 1995 г «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории (ООПТ) — это «участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны». Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния [4]. Одним из направлений в развитии государственно-частного партнерства на особо охраняемых территориях может стать экологический туризм. Оценивая арктические территории РФ с точки зрения возможностей развития экологического туризма необходимо рассмотреть возможности и риски
Номер журнала Вестник науки №11 (32) том 1
Ссылка для цитирования:
Панасейкина В.С. ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО В РАЗВИТИИ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ АРКТИЧЕСКИХ РЕГИОНОВ // Вестник науки №11 (32) том 1. С. 157 - 161. 2020 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/3702 (дата обращения: 19.04.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2020. 16+
*