'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №11 (32) том 2
  4. Научная статья № 6

Просмотры  110 просмотров

Стогова О.В., Палферова С.Ш.

  


О ПРАКТИЧЕСКОЙ АПРОБАЦИИ СИСТЕМЫ ЗАДАЧ ПОВЫШЕННОЙ ТРУДНОСТИ ПО ТЕМЕ «ОБЪЕМЫ ТЕЛ ВРАЩЕНИЯ» *

  


Аннотация:
в статье затрагиваются некоторые аспекты педагогического эксперимента по апробации системы задач повышенной трудности по теме «Объемы тел вращения». Приведены темы экспериментальной программы и результаты констатирующего этапа. В качестве примера приведен конспект соответствующего занятия в части комбинации тел вращения   

Ключевые слова:
система задач, круглые тела, тела вращения, объем, стереометрия, конус, шар, шаровой сегмент, комбинация тел, задачи повышенной трудности, объемы тел вращения   


Несмотря на то, что примеры и задачи с использованием круглых тел изучаются практически на всех ступенях образовательного процесса в курсе математики начальной и средней школы, существуют известные сложности, которые испытывают учащиеся при решении задач на вычисление объемов круглых тел. Особенно это проявляется, когда задачи, даже совсем ненамного, отличаются от стандартных задач базового курса общеобразовательной школы. Обусловлено это недостаточной сформированностью у учащихся представлений о трехмерных фигурах и развития пространственного воображения, а также и абстрактного мышления. Учитывая значимость правильного восприятия геометрических тел, в том числе, тел вращения, как образов реальных объектов, представляется целесообразным изучение темы об объемах круглых тел в рамках системы задач повышенной трудности. Задачи предназначены для учащихся старшей школы, которые заинтересованы в углубленном изучении отдельных разделов математики. Для апробирования системы задач в рамках отдельной программы, был предварительно проведен, с помощью анкетирования, этап экспериментальной работы в целях выявления степени понимания школьниками основных теоретических положений для решения задач повышенной трудности на вычисление объемов круглых тел. Разработанная программа и соответствующая технология проведения занятий рассчитана на 18 часов (2 часа в неделю) и применялась на практике для учащихся 11 класса. В апробации были задействованы учащиеся класса, изъявившие желание получить базовые и дополнительные знания в рамках программы «Задачи повышенной трудности на вычисление объемов тел вращения». В основу курса взят учебник по геометрии для 10-11 классов авторского коллектива Александров А.Д., Вернер А.Л., Рыжик В.И. [1,2]. В данном учебнике приведены все основные разделы для усвоения темы, а также, необходимые начальные знания, как для учащихся базовой школы, так и для профильных школ или для классов с углубленным изучением математики. Для преподавателей, участвующих в апробации, предоставляется информация о дополнительном материале, который был использован при составлении программы. Это и теоретический материал и пособия, в которых представлены задачи по изучаемой теме. В нижеследующей таблице представлен фактический план занятий по программе «Задачи повышенной трудности на вычисление объемов тел вращения». В рамках программы было проведено восемь занятий по 2 академических часа каждое, в том числе, 6 занятий, посвященных изучению фактического материала (таб.1), и 2 занятия консультационно-зачетного характера. Первая часть в каждом занятии была посвящена теоретическим вопросам и проводилась в лекционной форме. Вторая часть проводилась в форме практического занятия и была посвящена анализу предыдущего домашнего задания, а также решению типовых задач в рамках нового материала текущего занятия. На констатирующем этапе экспериментальной работы преподавателям по завершении курса занятий с помощью анкетирования были заданы следующие вопросы [4]:  Какие темы Вам представляются наиболее сложными для учащихся?  Насколько следует изменить комплекс задач для домашних заданий?  Считаете ли Вы обоснованным разделение тем с учетом уровневой дифференциации учащихся?  Как следует перераспределить темы между занятиями для лучшей усваиваемости?  Наблюдается ли Вы повышение интереса у обучающихся по ходу занятий?  Какие общие рекомендации по улучшению элективного курса Вы можете дать? В целом, преподаватели отметили живой интерес учащихся (около 75%) к обобщающим занятиям в рамках данной программы. Наиболее сложными оказались темы №4 и №5, уровень правильного решения задач по эти темам оказался очень средним (примерно 50%). В целом, преподаватели, по итогам оценки домашних и самостоятельных работ посчитали целесообразным учет уровневой дифференциации при составлении заданий и изложении материала. Учащимся, по завершении обучения на констатирующем этапе экспериментальной работы были заданы следующие вопросы:  Были ли лекционные занятия интересны для Вас?   Что на практических занятиях Вам давалось более легко?  При решении какого типа задач можно применить полученные во время курса знания?  Какой материал вызвал у Вас наибольшее затруднения?  Какой материал оказался наиболее интересным? Что было для Вас более «скучным»? По какой причине?  Считаете ли Вы полезным для себя полезными умения и навыки, полученные во время посещения занятий? В целом, учащиеся посчитали курс интересным и познавательным для себя (около 80%). Как и преподаватели, учащиеся испытывали затруднения в изучении тем №4 и №5 (примерно 50%). Цель поискового этапа проведенного исследования состояла в апробации конкретного теоретического материала и ряда типовых задач в рамках экспериментальной программы. В результате данного этапа экспериментального исследования была разработана система задач и домашних заданий по теме «Задачи повышенной трудности на вычисление объемов тел вращения» для учащихся 11 классов в рамках углубленной программы общеобразовательной школы. В качестве примера приведем конспект одной части занятия, посвященный вычислению объема комбинации тел вращения. Цели занятия: 1.Обучающая: - формирование различных приемов мыслительной деятельности; - включение новой информации в структуру прежних знаний; - решение задач практического содержания. 2. Воспитательная: - привитие интереса к предмету; - формирование уверенности в своих знаниях;

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №11 (32) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Стогова О.В., Палферова С.Ш. О ПРАКТИЧЕСКОЙ АПРОБАЦИИ СИСТЕМЫ ЗАДАЧ ПОВЫШЕННОЙ ТРУДНОСТИ ПО ТЕМЕ «ОБЪЕМЫ ТЕЛ ВРАЩЕНИЯ» // Вестник науки №11 (32) том 2. С. 32 - 39. 2020 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/3708 (дата обращения: 23.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/3708



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2020.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.