'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №11 (32) том 2
  4. Научная статья № 8

Просмотры  87 просмотров

Хушбоков О.У.

  


СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕНДЫВ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ УЗБЕКИСТАНА *

  


Аннотация:
в статье освещаются ключевые изменения в системе образования Узбекистана и основные задачи, стоящие перед страной в ближайшие годы   

Ключевые слова:
образование, инновационное развитие, стратегия действий, научно-технический прогресс, реформирование, национальная программа, президентская школа   


Образование играет ключевую роль в жизни человека. Последние годы заметно ощущаются проводимые реформы в сфере образования Республики Узбекистан. Прежде имевшиеся в учебных заведениях недостатки тормозили процесс подготовки квалифицированных кадров, отвечающих современным требованиям. Немалая часть детских садов, школ, колледжей и лицеев республики пребывала в непригодном для учебного процесса состоянии, а такие проблемы, как переполненность классов, дефицит учебников и педагогов, оставались обычным явлением. Начало изменениям в лучшую сторону положили инициативы главы государства по совершенствованию сферы, в том числе ряд документов, направленных на ее коренное реформирование. В Узбекистане кардинально повышаются качество и результативность процессов демократизации и обеспечения прав, свобод и интересов человека, внедряются новые эффективные механизмы и методы налаживания открытого диалога с населением, последовательно воплощается в жизнь идея «Интересы человека – превыше всего». Прежде всего это относится к молодежи в возрасте до 30 лет, составляющей 64 % от общего числа населения республики, и детям в возрасте до 16 лет (около 35 % населения страны). Именно поэтому ежегодно на развитие и реформирование образования направляется 10-12 % от ВВП и 35 % расходов государственного бюджета, в то время как в мировой практике этот показатель не превышает 3-5 %. За годы независимости затраты государства на социальную сферу выросли более чем в 5 раз, ежегодно в социальную сферу направляется около 60% от всего государственного бюджета. Непрерывное образование в нашей республике – один из главных разделов Национальной программы по подготовке кадров, основа подготовки квалифицированных, конкурентоспособных специалистов, включает в себя все виды образования, государственные образовательные стандарты, компоненты системы подготовки кадров и содержание их деятельности. Национальная модель образования Узбекистана основана на концепции «Образование для всех через всю жизнь». В этом аспекте в формировании всесторонне развитой личности задействованы вся звенья системы образования, предопределяя преемственность и непрерывность в развитии и обогащении знаний, умений и навыков на всех этапах обучения и воспитания учащейся молодежи. В указе Президента «О Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан» от 7 февраля 2017 года определен ряд задач по развитию социальной сфере, в том числе образования. В документе предусмотрены работы по укреплению и совершенствованию материальнотехнической базы учреждений, намечено строительство новых, а также проведение реконструкции и капитального ремонта существующих, оснащение их современным учебным и лабораторным оборудованием, компьютерной техникой и методическими пособиями. Совместно с международными экспертами ЮНИСЕФ на основе лучших зарубежных практик и опыта Южной Кореи разработаны и утверждены Государственные требования к развитию детей раннего и дошкольного возраста и Государственная учебная программа дошкольного образовательного учреждения «ИЛК кадам» («Первый шаг»). Последняя уже внедряется во всех ДОУ страны. Основная ее особенность в том, что каждый детский сад имеет право разрабатывать и применять также свои программы. Главной целью и движущей силой кардинальных преобразований в республике является человек, его гармоничное развитие и благосостояние, создание условий и действенных механизмов реализации интересов личности, изменения изживших себя стереотипов мышления и социального поведения. С первых же дней независимости Узбекистана стала ощутимой необходимость в реформировании сферы образования и подготовки кадров, воспитании духовности подрастающего поколения, развитии интеллектуального потенциала. Основной принцип подготовки кадров в новых условиях это – приоритетность образования, которое предполагают первоочередной характер его развития, новые отношения общества к образованию, знанию и интеллекту в условиях развития правовых и рыночных отношений. Другими важными параметрами являются непрерывность образования, которая достигается постоянным углублением и обновлением общеобразовательной профессиональной подготовки, последовательностью в обучении и воспитании; неразрывность обучения и воспитания, науки и производства; органичное единство с национальной историей, народными традициями, сохранение и обогащение культуры; автономизация учебных заведений в выборе методов обучения и воспитания, переход к государственно-общественной системе управления образованием, в которой интересы личности являются приоритетными; гуманизация и гуманитаризация образования; преемственность  и последовательность образования, выявление одаренной, талантливой молодёжи, создание условий для получения фундаментальных знаний. Основными элементами социальной сферы являются также образование и культура. В независимом Узбекистане вопросам физического, так же как интеллектуального и духовного развития молодежи уделяется пристальное внимание. Образование помогает человеку раскрыть потенциал, учиться чему-то новому, быть грамотным и нравственным. Если каждый день человек будет повышать планку, добиваться новых высот, самосовершенствоваться, искать ответы на интересующие вопросы, то это обеспечит ему комфортную, яркую, насыщенную жизнь. В наше время образование играет ключевую роль в жизни человека. Вся работа по Государственной общенациональной Программе – это неотъемлемое и логическое продолжение выполнения Национальной программы по подготовке кадров. Её основные принципы и целевые задачи предусматривают, в первую очередь, кардинальное улучшение системы школьного образования, создание учебно-материальной базы и образовательных стандартов, отвечающих самым высоким современным требованиям, обеспечение равных условий для обучения детей на основе поэтапного устранения различий в материальной базе и оснащении сельских и городских школ, всестороннее. В Узбекистане с первых дней независимости последовательно осуществляется политика по реформированию сферы образования как ключевого звена проводимого курса реформ и обновления общества, как необходимое и обязательное условие демократических преобразований в обществе, устойчивого развития экономики, интеграции республики в мировое сообщество.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №11 (32) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Хушбоков О.У. СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕНДЫВ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ УЗБЕКИСТАНА // Вестник науки №11 (32) том 2. С. 45 - 50. 2020 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/3710 (дата обращения: 26.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/3710



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2020.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.