'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №11 (32) том 2
  4. Научная статья № 10

Просмотры  105 просмотров

Кидун Е.С.

  


СОВРЕМЕННЫЕТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ *

  


Аннотация:
в статье рассматривается нынешнее состояние гражданской авиационной промышленности в России как важной отрасли экономики любого государства. При анализе современных тенденций развития гражданской авиационной промышленности в России выявляются перспективы её развития и необходимые изменения в отрасли, которые должны повлечь за собой экономический рост государства и повысить его статус на мировой арене   

Ключевые слова:
гражданская авиационная промышленность, МС-21, Сухой Суперджет 100, Эрбас, Боинг, ИЛ-96-400, CR929   


Введение На сегодняшний день мировая экономика постепенно переходит от такого социально-экономического феномена как глобализация к национальному развитию. Это происходит за счёт того, что система управления отраслями в государстве совершенствуется. Но, к сожалению, в России такая важная отрасль, как авиационная промышленность, которая вносит большой вклад в экономику любого государства, руководствуется старыми принципами управления и нуждается в глобальных изменениях. Бóльшая часть авиаперевозок на сегодняшний день даже внутри нашей страны осуществляется иностранными воздушными судами. Безусловно, экономика любого государства зависит от отраслей, которые создают данную экономику. Соответственно, каждая отрасль экономики должна равномерно развиваться, получать всю необходимую от государства поддержку и правильно распределять выделенные на её развитие средства. От развития каждой из отраслей экономики государства зависит экономический рост и благополучие страны. Авиационная промышленность является неотъемлемой составляющей экономики развитых и развивающихся государств. Стремление населения к мобильности, как внутри страны, так и за её пределами влияет на рост авиаперевозок. Осуществляющие перевозки авиакомпании нуждаются в расширении своего воздушного флота. Авиапарки авиакомпаний требуют постоянного обновления в связи с тем, что самолёты со временем теряют свои сравнительные преимущества. Авиационная промышленность государства свидетельствует о его научных ресурсах и достижениях, а также демонстрирует возможности поставлять новую продукцию на мировой рынок. Обзор раннее выполненных исследований В данной работе были рассмотрены стратегии развития гражданской авиационной промышленности РФ, которые были созданы Министерством Транспорта РФ и Министерством Промышленности и Торговли РФ с 2013 по 2025 год [4], [6]. В данных стратегиях прописаны перспективы развития гражданской авиации в России и поставлены цели, благодаря достижению которых гражданская авиационная промышленность в РФ смогла бы достичь высокого уровня и занять хорошие позиции в мире. Автором данной работы был проведён анализ успехов данных стратегий и оценены результаты работы по развитию гражданской авиационной промышленности РФ на период 2020 года, а также сделаны рекомендации для достижения поставленных целей. Также данная тема была рассмотрена в работах Базиковой И.В. [1], Богдановой М.В., Приходченко М.К [2], Кузьминой Л.В. [3]. Данные авторы анализируют состояние российской гражданской авиационной промышленности, уровень её конкурентоспособности, проблемы и перспективы развития. В данной работе автор оценивает состояние отрасли в РФ путём последовательного рассмотрения её исторического развития и проблем, возникших на пути её развития, которые привели к её нынешнему состоянию, а также описывает новые модели воздушных судов, их дальнейшие перспективы и вклад в развитие отрасли, как движущей силы. Основная часть Авиационная промышленность в РФ подразделяется на военную и гражданскую и, если в военной авиапромышленности наблюдаются переменные успехи, то в гражданская авиационная промышленность нуждается в глобальных существенных изменениях. В Российской Федерации можно выделить две основных проблемы, вокруг которых базируются все вытекающие последствия, проявляющиеся в отсутствии развития гражданской авиационной промышленности. Одной из этих проблем является отсутствие конкурентоспособных российских пассажирских самолётов на авиарынке. Созданные на данный момент новые самолеты оказались неспособными конкурировать с западными аналогами и не смогли выйти на мировой рынок. Помимо этого обслуживание российских самолётов обходится гораздо дороже, чем обслуживание зарубежных самолётов, которыми преимущественно пользуются российские авиакомпании. Однако ситуация в данной отрасли была не всегда такой - во времена СССР наша гражданская авиационная промышленность являлась передовой и уходила далеко вперёд. Но, к сожалению, после развала Советского Союза, Россия не смогла перестроиться на новую схему создания воздушных судов и сдала позиции. Если обратиться к сегодняшним источникам, формирующим отсутствие развития авиационной промышленности в РФ можно отметить, что авиационные производители часто сталкиваются с отсутствием российских комплектующих для самолётов. Помимо этого авиационная промышленность в России нуждается в грамотной государственной поддержке, при которой выделенные средства должны быть использованы исключительно рационально. На сегодняшний день Россия занимает шестое место в мире по объёму производства в аэрокосмической промышленности, уступая США, Китаю, Великобритании, Франции и Германии [9]. К сожалению, после распада СССР российская авиационная промышленность оказалась лишь на попечении рынка, в виду отсутствия в 90-х годах какой-либо государственной поддержки. Это привело к дальнейшему «закату» данной отрасли в России. Помимо этого, многие учёные, которые занимались развитием гражданской авиапромышленности в РФ, после развала Советского Союза, отправились за рубеж для развития своего потенциала и преследуя справедливое вознаграждение за свои труды. В 2000-х годах российское правительство решает создать ближнемагистральный узкофюзеляжный самолёт Сухой Суперджет 100 для пассажирских авиаперевозок [6]. К сожалению, данный самолёт преимущественно состоит из иностранных комплектующих. После его создания, он был грамотно выведен на мировую арену, заказан многими авиакомпаниями, в том числе и зарубежными, но себя зарекомендовать не смог. Затем последовал ряд авиапроисшествий, в том числе и катастрофа 2019 года в Шереметьево, которые повлекли за собой многочисленные отказы от поставок данного вида самолёта в виду обнаруженных негодных лётных характеристик и технических неисправностей, допущенных при выпуске самолёта. Помимо этого поиск новых деталей при ремонте Сухой Суперджет 100 - очень сложная и дорогая задача, в виду отсутствия вторичного рынка. К сожалению, Сухой Суперджет 100 вряд ли  сможет восстановить свою репутацию и выйти в лидеры на мировом авиарынке даже в своём сегменте. Несколько лет назад по поручению Правительства был создан самолёт, который должен был войти в сегмент самых востребованных самолётов - среднемагистральных узкофюзеляжных пассажирских самолётов - и составить конкуренцию главным представителям таких авиационных гигантов, как Боинг и Эрбас. В ряд с Боинг-737, Эрбас-320 был создан самолёт российского производства, названный МС-21, который должен быть введён в эксплуатацию к 2021 году, но в виду санкций, наложенных на некоторые авиастроительные корпорации в России, ввод в эксплуатацию может сдвинуться и на 2025 год [5]. Данное воздушное судно создано преимущественно из российских деталей, но, на данный момент, существует в нескольких модификациях - как с американским, так и с российским двигателем, который, к слову, является новейшим образцом двигателя с научными техническими инновационными разработками. К сожалению, МС-21, на сегодняшний день обладает небольшим количеством заказов, а основной договор на поставку заключён с ведущей государственной авиакомпанией Аэрофлотом [4]. Хочется отметить, что самолёт обладает конкурирующими техническими преимуществами, но, в виду тяжелейшей конкуренции с опытными зарубежными аналогами, МС-21 будет невероятно сложно добиться успехов на мировой арене. В виду того, что в 2014-м году после политических событий, было введено большое количество санкций, российское Правительство в отношении гражданской авиационной промышленности было нацелено на импортозамещение. Уже после создания проектов по производству Сухой Суперджет 100 и МС-21, в сегменте широкофюзеляжных дальнемагистральных самолётов было принято решение о создании нового самолёта под названием ИЛ-96-400М, модернизированной версии сошедшего с конвейера ИЛ-96 [8]. Последствием воссоздания данного самолёта видят возврат к технологиям  лидирующих конструкторских бюро, осуществлявших свою деятельность во времена СССР.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №11 (32) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Кидун Е.С. СОВРЕМЕННЫЕТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ // Вестник науки №11 (32) том 2. С. 56 - 63. 2020 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/3712 (дата обращения: 23.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/3712



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2020.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.