'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №11 (32) том 2
  4. Научная статья № 18

Просмотры  108 просмотров

Эргардт О.И., Неъматов Х.Т.

  


ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН *

  


Аннотация:
в данной работе рассматривается актуальные проблемы, связанные с сельским хозяйством, выявление конкурентных преимуществ, и специфических товаров характерных только для этого региона, возможности и пути, направленные на обеспечение роста и достижение новых показателей для аграрной отрасли Республики Таджикистан   

Ключевые слова:
сельское хозяйство, АПК, дехканские хозяйства, земельная реформа, национальная стратегия   


В первые годы независимости Республики Таджикистан молодое государство столкнулось с рядом вызовов доставшейся ей в наследство от советского времени. В число таких вызовов входили такие проблемы как изношенность производственных мощностей, устарение материальной базы и инфраструктуры, разрыв экономических связей с другими странами и в следствии этого утрата многих рынков сбыта. После распада СССР, как и на всем пространстве СНГ начались процессы, направленные на пересмотр всей системы перераспределения, где акцент ставился не на государство, а на частного собственника, как на главного участника строящийся рыночной экономики. Однако процесс приватизации, коллективных хозяйств и совхозов из-за нехватки средств у широких масс населения, оказался в основном в руках узкого круга лиц, и обошло стороной тех людей, которые бы намного лучше справились с управлением хозяйств. Также сложность ведения сельскохозяйственных работ вызвано объективными природно-климатическими условиями, так как большая часть территории республики находится в горной, труднодоступной и непригодной для ведения сельского хозяйства. Следует отметить что один из основных отраслей экономики республики является сельское хозяйство. Модернизация и улучшение инфраструктуры сельского хозяйства, производительность и занятость в этом секторе, финансирование и освоение новых земель входит в программу «Стратегия развития сельского хозяйства в Республике Тажикистан» и «Программа реформирования сельского хозяйства Республики Таджикистан на 2012-2020 годы». Природа Таджикистана субтропическая и ее регионы отличаются по климату, производительности, вегетационном периоде, химический состав почвы, разнообразие зерновых и овощных культур. 74% населения страны живет в сельской местности, это говорит о благоприятных условиях для развития сельского хозяйства, и о возможности снижения уровня безработицы. Общая площадь сельхозугодий республики в 2016 году составило 3638,5 тыс.га, из них 594,5 тыс.га орошаемой. Из этих земель 54 тыс.га являются непригодными для дальнейшего пользования. При этом отметим тот факт, что положение с использованием орошаемых земель с каждым годом ухудшается. Поэтому на повестке дня должны стоять такие важные проблемы, как скорейшее улучшение ситуации в восстановлении орошаемых земель. В связи с географическими условиями нашей республики, где более 93% ее территории составляют горы и более 2 млн. гектаров сельхозугодий расположены в высокогорной, горной и межгорной территории, отсутствие  финансовых средств для приобретения сельскохозяйственной техники, для работы в условиях горного земледелия приводит к тому, что сотни тысяч гектаров земель обрабатываются ручным способом с применением обычных орудий и живой тяги. Поэтому в процессе создания новой технической базы сельского хозяйства, в том числе дехканских (фермерских) хозяйств, требуется решение ряда проблем, среди которых остро стоит проблема механизации сельского хозяйства, в том числе и механизации предгорного и горного земледелия. Развитие форм хозяйствования и землепользования в нынешних условиях в Республике Таджикистан совершенствовалось по мере необходимости в ходе поэтапного правового регулирования аграрно-земельных отношений, которое осуществлялось с учетом условий и процесса перехода других отраслей производства к рыночной экономике. Для реализации указанных целей создавались правовые основы и были приняты законодательные и нормативноправовые акты, как законы о земельной реформе, о дехканских (фермерских) хозяйствах, об аренде земли (1992г.), президентские указы (1995 и 1997гг.) о предоставлении 75 тыс. га земли населению, земельный кодекс (1995г.), указ президента о реорганизации сельскохозяйственных предприятий (1996г.) и др. которые создавали организационно-правовые основы формирования системы аграрно-земельных отношений и меры по перераспределения и эффективного использования земельных и других ресурсов в сельском хозяйстве. Однако незавершенность земельных преобразований и половинчатый характер решения многих организационно-экономических и управленческих задач в сфере землепользования в Таджикистане усугубили кризис в сельском хозяйстве. Это препятствует осуществлению главной цели земельной реформы в сельском хозяйстве республики, а именно созданию условий для развития новых земельных отношений, формирования многоукладности в аграрном секторе, для эффективной организации деятельности сельхозпредприятий во всех формах хозяйствования.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №11 (32) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Эргардт О.И., Неъматов Х.Т. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН // Вестник науки №11 (32) том 2. С. 99 - 107. 2020 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/3720 (дата обращения: 25.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/3720



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2020.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.