'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №11 (32) том 2
  4. Научная статья № 20

Просмотры  114 просмотров

Газизуллина Л.Ф.

  


ИССЛЕДОВАНИЕ ДОГОВОРА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДАК РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ *

  


Аннотация:
в данной статье по-новому изучаются проблемные вопросы, связанные с родовым определением договора перевозки груза, его субъектным составом, формой и содержанием договора перевозки груза, ответственностью перевозчика   

Ключевые слова:
договор, перевозка груза, железнодорожный, транспортное законодательство   


Научная новизна работы заключается в том, что она представляет собой комплексное исследование договора железнодорожной перевозки груза в условиях перехода к рыночной экономике в Российской Федерации. Научной новизной обладают выводы автора о юридической природе этого договора, правовой природе и значении перевозочных документов, опосредующих процесс исполнения обязательства по перевозке груза, а также договора об организации перевозок, о специфике сложного юридического состава как основания возникновения обязательства по перевозке груза, о значении юридических и фактических действий в возникновении рассматриваемого правоотношения. Основные положения, выносимые на исследование: 1. Общим основанием возникновения отношений при железнодорожной перевозке груза является заявка грузоотправителя (договор на перевозку конкретной партии груза с отлагательным условием), а при заключении грузовладельцем и перевозчиком договора об организации перевозок таким основанием является сложный юридический состав: договор об организации перевозок (предварительный договор) и заявка грузоотправителя (основной договор на перевозку конкретной партии груза с отлагательным условием). При подаче подвижного состава на необщий подъездной путь в указанный состав также включается договор на эксплуатацию подъездного пути, а если перевозочные средства подаются на общий подъездной путь, то включается договор на подачу и уборку вагонов. 2. В целях упрощения товарооборота и процедуры распоряжения грузом и дальнейшей унификации транспортного законодательства предлагается закрепить в и. 2 ст. 785 ГК и ст. 25 УЖТ возможность оформлять по желанию грузоотправителя перевозку грузов по системе двух документов: транспортная железнодорожная накладная и грузовая накладная (именная, на предъявителя и ордерная) - либо по системе одного документа (транспортная железнодорожная накладная). Грузовая накладная при этом будет выступать в качестве товарораспорядительного документа, обладающая различными функциями. 3. Процедура заключения договора перевозки не предполагает подписания сторонами одного документа, поэтому указанный договор заключается путем подписания сторонами системы документов: заявки грузоотправителя и транспортной железнодорожной накладной, в которых отражаются существенные условия указанного договора. 4. В целях унификации ответственности железнодорожного перевозчика и исключения ответственности без вины либо уклонения перевозчика от ответственности при наличии вины за неподачу транспортных  средств (невыполнение принятой заявки грузоотправителя) целесообразно ст. 94 УЖТ привести в соответствие с и. 2 ст. 401, и. 1 ст. 15 и ст. 393 ГК, построив ответственность по принципу презюмируемой вины, и предусмотреть полное возмещение убытков в части, не покрытой штрафом, при умысле или грубой неосторожности перевозчика. Штраф приобретет при указанном изменении в законодательстве характер зачетной неустойки. 5. В целях дальнейшей унификации ответственности перевозчика и соблюдения принципа равенства субъектов обязательства по перевозке груза необходимо и. 2 ст. 796 ГК и ч. 1 ст. 96 УЖТ привести в соответствие с положениями и. 1 ст. 15 и ст. 393 ГК, закрепив полную имущественную ответственность перевозчика за утрату, повреждение (порчу) груза при умысле или грубой неосторожности перевозчика и возможность учета смешанной вины. 6. В интересах унификации российского транспортного законодательства и распространения принципа равенства субъектов обязательства по перевозке груза целесообразно ст. 97 УЖТ привести в соответствие с положениями и. 1 ст. 15 и ст. 393 ГК и закрепить возмещение железнодорожным перевозчиком убытков в части, не покрытой пеней, в случае просрочки в доставке груза при умысле или грубой неосторожности перевозчика. Пеня в указанном случае приобретет свойства зачетной неустойки. Ценность настоящего исследования предопределена прежде всего тем, что сформулированные теоретические выводы и положения углубляют теорию гражданского права, создают предпосылки для дальнейшего познания рассмотренных явлений. Комплексный анализ договора железнодорожной перевозки груза не исключает, а, скорее, предполагает проведение последующих исследований в данном направлении. Переход России к новым условиям хозяйствования диктует необходи-мость проведения правовой реформы. В настоящее время в Российской Федерации сформирована в значительной степени новая правовая база для проведения дальнейших экономических реформ. С принятием нового ГК, а также принятие в развитие ГК пакета федеральных законов и подзаконных нормативных актов в области железнодорожного транспорта, в частности: Федерального закона «о железнодорожном транспорте в Российской Федерации», «об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта», «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», правил перевозок грузов железнодорожным транспортом созданы необходимые условия перехода от административно-командной системы управления в области железнодорожных перевозок грузов к финансово- экономическим и иным механизмам регулирования деятельности услугодателей транспортных услуг, которые соответствуют целям и задачам создания правового государства с рыночной экономикой, отношения, возникающие в транспортной отрасли в условиях рыночной экономики являются актуальными, так как транспорт является связующим звеном экономики государства, охватывающим все виды производства, распределения и обмена товаров. Указанные отношения многообразны, специфичны и еще не до конца исследованы в российской правовой науке, оценивая нормативно-правовую базу, регулирующую отношения, которые возникают в области перевозок грузов железнодорожным транспортом, можно констатировать, что она, несмотря на свою незавершенность, несовершенство и противоречивость, принципиально отличается от нормативно-правовой базы советского периода, когда ставился под сомнение вообще договорной характер обязательства по перевозке грузов.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №11 (32) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Газизуллина Л.Ф. ИССЛЕДОВАНИЕ ДОГОВОРА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДАК РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Вестник науки №11 (32) том 2. С. 112 - 118. 2020 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/3722 (дата обращения: 02.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/3722



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2020.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.