'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №11 (32) том 2
  4. Научная статья № 21

Просмотры  226 просмотров

Петухов А.Ю.

  


МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАССЛЕДОВАНИЯ ХИЩЕНИЙ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ, ВЫДЕЛЕННЫХ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ *

  


Аннотация:
автор статьи анализирует общий алгоритм расследования преступлений связанных с хищением денежных средств, выделенных на реализацию федеральных целевых программ и приводит типичные следственные ситуации и версии при расследовании указанных преступлений, а также следственные действия и иные мероприятия, проводимые в досудебном производстве   

Ключевые слова:
целевые программы, хищение, мошенничество, следственная ситуация, следственная версия, проведение ревизий, бюджетные средства   


Сфера бюджетных правоотношений занимает особое место в стимулировании приоритетных направлений развития государства. В современных реалиях особенно важной является задача поддержания высокого уровня законности в финансово-бюджетной сфере. Современный этап развития экономической и социальной сфер нашего государства, к сожалению, сопряжен с расцветом так называемой «беловоротничковой преступности». Это в свою очередь требует выработки эффективных мер и методик реагирования и расследования указанного вида преступности. Необходимость поддержания высокого уровня финансово-бюджетной дисциплины подтверждается, в том числе, установленной законом ответственностью за нецелевое расходование и хищение бюджетных средств, а именно: 1. Нецелевое расходование бюджетных средств (ст. 285.1 УК РФ); 2. Нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов (ст. 285.2 УК РФ); 3. Мошенничество (ст. 159 УК РФ). Среди преступных деяний, которые совершаются в данной сфере, большая часть приходится на преступления против собственности (95,0% от общего количества выявленных преступлений), при этом большая их часть совершена посредством мошенничества (80,0%). На сегодняшний день проблемой являются многочисленные злоупотребления со стороны должностных лиц организаций, получающих бюджетные средства, в результате которых обществу и государству наносится экономический ущерб. Под нецелевым использованием бюджетных средств принято понимать направление средств бюджета РФ в целях, которые не соответствуют как полностью, так и частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, договором, сводной бюджетной росписью или иным документом, выступающим правовым основанием для предоставления бюджетных средств (ст. 306.4. БК РФ). Что касается дел о хищении и нецелевом расходовании средств бюджета, в большинстве случаев, поводами и основанием к возбуждению уголовного дела будут выступать акты документальных проверок организаций, которые получают бюджетные средства и расходуют их не в тех целях, на которые они были выделены. Общий алгоритм расследования нецелевого расходования и хищения бюджетных средств, выделенных на реализацию федеральных целевых программ, можно представить следующим образом: 1) Оценка конкретной следственной ситуации по делу, находящемуся в производстве (осуществляется на основе анализа типичных следственных ситуаций); 2) Выдвижение общих и частных версий по основным обстоятельствам расследуемого дела; 3) Постановка основных задач расследования по результатам разработки следственных версий; 4) Планирование расследования и производство отдельных следственных действий, а так же тактических операций по проверке выдвинутых следственных версий. Опираясь на следственно-судебную практику, сложившуюся в настоящий момент, можно говорить о том, что основанием типичных следственных ситуаций на первоначальных этапах расследования дел о нецелевом использовании и хищении бюджетных средств, является информация о предмете преступного деяния (виде и статусе бюджетных средств), способе его совершения и следах, которые могут быть отражены в документах в виде криминалистически значимой информации. Следственные ситуации по расследованию обозначенных видов преступлений можно разделить на несколько групп: 1. Известны причины, место и способы совершения преступного деяния, а также личность субъекта. Следователю известна информация и данные, поученные из материалов при проведении ревизий и (или) оперативно – розыскным путем). Отметим, что при расследовании данной категории преступлений важным представляется установление времени совершения деяния, а именно в аспекте как момента подписания финансовых документов, дачи подчиненным сотрудникам соответствующих указаний, противоречащих бюджетной политике, непосредственного перечисления (выплаты) денежных средств, периода осуществления противоправной деятельности (если нецелевое расходование имело сложный завуалированный характер, совершалось неоднократно и/или по совокупности с иными деяниями, например, со злоупотреблением полномочиями), так и периода, прошедшего с момента совершения данного деяния, что важно для определения. 2. Имеются данные о способе и причинах совершения преступления, но неизвестна информация о субъекте деяния. Информация в этом случае может быть получена при исследовании и анализе бухгалтерской документации организации бюджетополучателя. 3. Отсутствует информация, как о причинах совершения преступления, так и о лице его совершившем, но имеется заявление или сообщение о хищении бюджетных средств, выделенных для развития целевых федеральных программ. Отметим, что наличие признаков нецелевого расходования и хищения бюджетных средств может так же свидетельствовать о сокрытии более тяжких преступлений со сложными преступными схемами, а также преступлений корыстной направленности виновных лиц (злоупотребление должностными полномочиями и т.д.) Успешное расследование указанной категории преступлений во многом зависит от верной и точной организации самого процесса следствия. Так, Борзов А.А. называет несколько уровней планирования расследования: составление плана следственного действия, формирование плана тактической операции, плана всего процесса расследования и календарного плана. При отработке следственных версий могут производиться различные следственные действия и мероприятия, такие как: 1.Проведение ревизий хозяйственно – финансовой деятельности бюджетополучателей, а также организаций, получивших от проверяемых бюджетополучателей средства, ценности и документы. 2. Санкционирование служебных расследований в отношении должностных лиц. 3. Сверка исходящей, входящей и иной документации между организацией получившей средства из бюджета и органами, исполняющими бюджет на различных уровнях. 

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №11 (32) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Петухов А.Ю. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАССЛЕДОВАНИЯ ХИЩЕНИЙ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ, ВЫДЕЛЕННЫХ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ // Вестник науки №11 (32) том 2. С. 119 - 124. 2020 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/3723 (дата обращения: 25.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/3723



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2020.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.