'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №8 (8) том 3
  4. Научная статья № 56

Просмотры  100 просмотров

Матвеева Ю.С.

  


ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ *

  


Аннотация:
статья посвящена актуальной проблеме развития системы государственночастного партнерства в современной экономике. Рассмотрены подходы к определению сущности государственно-частного партнерства, определены его признаки. Приведены статистические данные об объемах инвестиций в рамках ГЧП в Европе и России, определены тенденции и предпосылки развития ГЧП в России   

Ключевые слова:
экономика государства, государственно-частное партнерство, инвестиции, инвестиционная привлекательность, государственные проекты, социально-экономическое развитие.   


Актуальность темы заключается в том, что социально ответственное предпринимательство очень важно для нормального функционирования экономики и развития общества в целом. Механизмы государственно-частного партнерства (далее – ГЧП) в той или иной степени, присутствуют в экономике всех развитых и большинства развивающихся стран. Их популярность можно объяснить тем, что растущий объем функций государства, связанных с реализацией социальных, экономических, инфраструктурных и других функций невозможно реализовать только за счет ресурсов государственных структур. Цель работы - изучение сущности государственно-частного партнерства и его влияние на экономику государства. Характерной чертой современной экономики смешанного типа является формирование всевозможных форм ГЧП, которые охватывают мировое экономическое пространство и широко распространены во всевозможных сферах экономики. Формулировка «государственно-частное партнерство» возникла в начале 90-х годов 20 века, и берет начало от «британской модели» ГЧП. Всемирным банком (WorldBank) при рассмотрении ГЧП учитываются интересы частного бизнеса. В связи с этим World Bank дает определение ГЧП как взаимодействие государства и частного сектора, которое, как правило, базируется на контракте или соглашении для совместного осуществления инфраструктурных программ и возможностью передачи прав собственности на достигнутые результаты частному бизнесу [9]. Исследователями (А.С. Семченковым и А.В. Кузиным) дается более обширная интерпретация термину ГЧП: конструктивное сотрудничество государства и бизнеса в экономике, а так же в иных сферах жизни общества – культура, наука, политика, и т.д. [5]. В России один из первых, кто вывел наиболее обширную трактовку термина, был С.О. Некучаев. Он в своих ранних изысканиях описал следующее: государственно-частное партнерство является институциональным и организационным альянсом между государственной властью и бизнесом, который нацелен на реализацию международных и национальных, локальных и масштабных, но обязательно общественно значимых программ и проектов в обширном диапазоне жизнедеятельности: от развития стратегически значимых сфер индустрии и НИОКР до предоставления услуг общественного назначения [4]. Большинство авторов, определяя термин ГЧП, акцентируют на следующем моменте - в границах сотрудничества государственного и частного бизнеса возникает разделение полномочий, рисков, а так же прибылей. Государственно-частное партнерство предполагает соблюдение равновесия интересов сторон, и С.А. Васнев считает, что данная сбалансированность интересов выступает основополагающим качеством ГЧП [3]. Мажарова Л.А. [6] и Пиньковецка С.В. [8] предлагают понимать под термином ГЧП законодательно установленную форму взаимодействия государственной власти и частного сектора, закрепленную договором на правовой основе, базирующуюся на позиции равноправного коллективного поведения. Это подразумевает, что сторонами вкладываются ресурсы и распределяются риски между собой на принципах равноправия в экономическом и юридическом смыслах. Таким образом, обобщив трактовку понятия ГЧП авторами, выделяют ряд признаков, присущих ГЧП: - реализация происходит в сфере государственной ответственности (социальнозначимых, общественных интересах); нацеленность на развитие инфраструктурных объектов, в том числе социальных; - обеспечивает частному бизнесу более широкий потенциал для участия в управлении программами, чем при реализации государственных заказов; - ГЧП присущ чаще всего долгосрочный период действия, равноправный и партнерский характер; - обеспечение разделения расходов и рисков в заблаговременно согласованных соотношениях, а также участие в применении полученных итогов; - взаимоотношения партнеров зарегистрированы в официальных договорах; - возможна реализация в сферах ответственности, как государственного сектора экономики, так и частного бизнеса. Европейской экономической комиссией организации Объединенных Наций выделены такие преимущества ГЧП [4]: - как формирование оптимальных цен на строимые (реконструируемые) инфраструктурные объекты, через снижение расходной части на их воплощение; - улучшение уровня сервиса; убыстрение сроков реализации проекта; - объединение навыков и мотивации государственного сектора и частного бизнеса путем применения инновационных методов к реализации государственных инфраструктурных программ и проектов; - проектное долгосрочное финансирование; - уменьшение рисков путем их перераспределения. 

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №8 (8) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Матвеева Ю.С. ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ // Вестник науки №8 (8) том 3. С. 244 - 250. 2018 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/376 (дата обращения: 20.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/376



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2018.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.