'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №11 (32) том 4
  4. Научная статья № 6

Просмотры  416 просмотров

Логунова Е.В., Тезина Е.А., Лукашина В.Д.

  


ПАТТЕРНЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ПЕРИОД КРИЗИСА *

  


Аннотация:
в статье говорится об изменении потребительского спроса в условиях нестабильности в экономике. Показаны главные закономерности поведения потребителей во время кризиса. В статье также раскрывается модель поведения в условиях экономического кризиса   

Ключевые слова:
период кризиса, экономическое поведение, потребители   


На протяжении жизни любого государства происходят проблемы и неурядицы в экономической сфере страны. Чаще всего эти проблемы носят название «экономический кризис». Экономические кризисы – явление неизбежное и периодически возникающее в рыночной экономике из-за нарушения текущей деятельности экономической системы. Данное явление сопровождается резким подъемом иностранной валюты, ростом цен на различные товары и услуги, увеличение количества безработных в стране, сокращение заработных плат работающего населения. В целом, изначальный удар снижения спроса происходит в тех отраслях экономики, через которые происходит постепенное затягивание какой-либо конкретной страны в общий экономический спад. Это такие отрасли как: жилищное строительство и автомобильная промышленность [1, с.3]. Но, в особенности, экономический кризис оказывает воздействие не только на экономику страны, но и на личные доходы граждан, их доходы, расходы и имеющиеся сбережения. Как же меняет поведение потребителей во время кризиса, и меняется ли оно вообще? Многие исследователи пытались ответить на этот вопрос. Так, Дж. Келле и Л.Р. Шиве пришли к выводу, что в период «финансового шока» потребители пытаются сохранить баланс между потреблением и сбережениями. Кроме того, потребители вынуждены менять свой привычный образ жизни: меньшее внимание обращать на бренд, увеличивать сроки погашения кредитов. Особенности поведения потребителей во время кризиса выделил и З. Шипчандлер. По его мнению, люди стремятся отложить покупки товаров длительного пользования, при этом возрастает спрос на товары по акции или со скидкой. Изменение модели поведения потребителей под воздействием экономических кризисов интересовало и отечественных исследователей. К ним можно отнести: 1. Работу О. Ю. Дмитриевой и Н.А. Дмитриевой, в которой выводы об изменении потребительского поведения населения сделаны на основе статистики и опросов, проведенных НАФИ (Национальное агентство финансовых исследований) [2]. 2. Исследование О.Е. Кузиной, в котором подробно раскрыто в чем именно проявлялся кризис 2008-2009 годов и какие группы населения были наиболее затронуты [3]. Основано исследование на данных опросов НАФИ, ВЦИОМ, ФОМ. Результаты данных исследований для нас наиболее важны, т.к. в последнее время наблюдается тенденция к повышению финансовой грамотности населения. Доказательством этого служит утверждение «Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 – 2023 годы» [4]. А без знания основополагающих закономерностей поведения потребителей во время кризиса осуществление повышения финансовой грамотности не представляется возможным. Кроме того, владение данными об уже прожитых кризисах и мерах, которые предпринимают потребители в отношении своих покупок – может оказать положительное воздействие в переломный момент и способствовать более быстрому выходу из состояния экономического кризиса. Для того, чтобы определить влияние экономического кризиса на личные доходы и сбережений населения можно рассмотреть таблицу данных за 2014- 2015 гг. в Российской Федерации. Из данных таблицы видно, с момента начала кризиса (2014 г.) население сокращают расходы на товары текущего потребления и оплату услуг с 82,0% до 77,2%. Также сокращаются расходы на различные взносы, обязательные платежи и прочие расходы, в которые входят туризм, образование и т.д. – с 15,3 до 13,7%. К тому же данные показывают, что люди стали намного меньше тратить и больше сберегать. Так, рост сбережений с 2014 года вырос с 0,3 до 10,1%. Но при этом произошло уменьшение наличных денег на руках в рублевом эквиваленте с 2,4% до -1,0%. Таким образом, можно утверждать о том, что доля сбережений в расходах населения резко увеличилась. Из вышесказанного следует, что даже в условиях обострения кризисной ситуации каждый человек способен перестроить различные аспекты собственного потребительского поведения. Так, начиная с момента развития кризиса, формируется качественно новый конструкт экономического поведения людей. Данную систему можно назвать «защитной» [1, с. 7]. Сущность указанной системы состоит в том, что происходит сокращение расходов населения на товары длительного пользования, на ряд товаров текущего потребления (включая продовольственные) и платные услуги. Также в условиях этой системы можно говорить о снижении расходов населения на туризм, отдых и образование. Таким образом, такое экономическое поведение граждан ведет к падению потребления и росту сбережений. Приведенные статистические данные говорят о том, что большая часть населения стала меньше расходовать и больше сберегать денежные средства, причем темпы снижения потребления в большей мере превосходят темпы снижения доходов населения. При этом наблюдается снижение уровня личного потребления граждан и одновременно с ним растет уровень сбережений. Большинство людей считают, что такое поведение поможет им в случае дальнейшего ухудшения кризисной обстановки. Таким образом, в результате изучения данной проблемы можно сделать вывод – в условиях кризиса поведение потребителей значительно меняется. Каким бы не был по своей природе кризис (1998, 2008, 2014 гг.), он заставляет потребителей адаптироваться к неопределенным условиям в кризисной ситуации в стране.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №11 (32) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Логунова Е.В., Тезина Е.А., Лукашина В.Д. ПАТТЕРНЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ПЕРИОД КРИЗИСА // Вестник науки №11 (32) том 4. С. 28 - 32. 2020 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/3771 (дата обращения: 24.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/3771



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2020.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.