'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №8 (8) том 4
  4. Научная статья № 2

Просмотры  132 просмотров

Алексеева С.О., Башкатов И.А., Алексеева Н.Г.

  


ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО СОЧИНЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ОБРАЗА *

  


Аннотация:
в данной статье рассматривается процесс формирования умения самостоятельного сочинения изобразительного образа. Создание образа основывается на развитии воображения и умении работать в определённом материале. Особое значение придаётся обучению, учитывающему особенности развития ребёнка   

Ключевые слова:
образ, воображение, мышление, развитие, подражание, обучение, лепка, рисование   


Самостоятельное сочинение в том числе и в изобразительном искусстве, основывается на воображении, рассмотрение которого в современной психологии не мыслимо без связи с действительностью и непременно основывается на опыте человека. Из этого следует, что создание прочной основы творческой деятельности ребёнка неотделимо от расширения его личного опыта, что непременно связано с обучением, которое должно быть согласованно с уровнем его развития. Л.С. Выготский вводит понятия «зона ближайшего развития» и «актуальное развитие» [1, с. 71], помогающие осознанию взаимосвязи между развитием и обучением. Уровень актуального развития определяется созреванием определённых функций для решения определённых задач в то время, как зона ближайшего развития опирается на перспективу их развития. Забегая вперёд в обучении при учёте не только уже достигнутого в развитии, но и находящегося в процессе созревания, помогает в определении завтрашнего дня ребёнка, ведя за собой детское умственное развитие. При этом важно помнить, что для обучения существуют оптимальные сроки, как благоприятные условия формирования тех или иных функций развития. Известно, что в раннем детстве доступной формой познания окружающей действительности является конкретное мышление, которое не теряет своего значения на протяжении всей начальной школы, в то время как абстрактное мышление только начинает развиваться. Создание художественного изобразительного образа основывается на развитии воображения и умении работать в определённом материале, умением перенесения образа, возникшего в сознании ребёнка в материальное воплощение. Воплощение образа, в процессе лепки наиболее отвечает развитию ребёнка дошкольного и младшего школьного возраста. Лепные образы, созданные ребёнком, живут в реальном пространстве, обладают реальным объёмом, ими легко манипулировать, подвергая дополнениям и вовлекая в игру. В связи с этим лепка предоставляет огромные возможности для сочинения изобразительного образа. Также стоит подчеркнуть значение лепки для развития объёмно-пространственного мышления, которому в современном общем образовании не уделяется должного внимания. Процесс воплощения воображаемых образов на плоскости листа при рисовании непременно задействует абстрактное мышление, необходимое для перенесения объёмного трёхмерного образа на двухмерную плоскость листа. В связи с этим, о самостоятельном сочинении изобразительного образа в рисунке можно говорить только когда абстрактное мышление ребёнка будет достаточно развито. Л.Г. Медведев отмечает, что «эффективность изобразительной деятельности в значительной степени зависит от эмоционального восприятия» [2, с. 97]. По утверждению В. Штерн и Д. Дьюи воображение ребёнка богаче воображения взрослого в то время как в исследованиях Л.С. Выготского и С.Л. Рубинштейна разрабатывалось понятие относительности детского воображения. Как отмечалось выше, процесс воображения не отделим от личного опыта, дающего элементы для построения новых воображаемых образов. Личный опыт взрослого несоизмеримо больше, богаче, чем детский, находящейся на начальной стадии своего формирования. К.Д. Ушинский отмечает, что «и слабое детское воображение имеет такую власть над слабой и еще неорганизованной душой, какого не может иметь развитое  воображение взрослого человека над его развитой душой» [3, с. 182]. Именно в этом кроется объяснение высокого значения эмоционального фона в процессе изобразительной деятельности ребёнка, и чем младше ребёнок, тем большее значение он приобретает. Приоритетность направления обучения, опирающегося на зоны ближайшего развития, актуализирует значение педагогического участия взрослого, его личного показа. В связи с этим, особое значение необходимо уделять способности к подражанию, занимающей центральное место в теории научения, основанному на личном показе взрослого. «То, что ребёнок сегодня делает с помощью взрослых, завтра сможет решить самостоятельно» [1, с. 71]. Важно изначально научить мыслить, а не заучивать штампы изображения. Личный показ должен демонстрировать подвижность образа и показывать механизм изображения через анализ. Это и будет основой формирования умения самостоятельного сочинения изобразительного образа. 

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №8 (8) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Алексеева С.О., Башкатов И.А., Алексеева Н.Г. ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО СОЧИНЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ОБРАЗА // Вестник науки №8 (8) том 4. С. 10 - 12. 2018 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/378 (дата обращения: 23.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/378



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2018.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.