'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №11 (32) том 4
  4. Научная статья № 16

Просмотры  139 просмотров

Мащенко В.М.

  


ПРОКУРАТУРА, КАК СУБЪЕКТ ДЕЛИКТНОГО ОБЯЗАТЕЛЬСТВА, ПРЕДУСМОТРЕННОГО СТАТЬЕЙ 1070 ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ *

  


Аннотация:
в данной статье рассматриваются особенности органов прокуратуры как субъекта деликтного обязательства, предусмотренного ст. 1070 Гражданского кодекса РФ, анализируется роль прокуратуры при причинении вреда гражданам в результате незаконных осуждения, привлечения к уголовной ответственности, применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде и др.   

Ключевые слова:
деликтное обязательство, гражданское право, прокуратура, органы предварительного расследования   


Деятельность государства, как субъекта гражданского права, обладающего широким кругом органов и учреждений, представляющих его интересы, и реализующим через них свои властные полномочия в отношении граждан и юридических лиц, подлежит обязательной регламентации и должна осуществляться в строгом и неукоснительном соответствии нормам закона. Способствовать законности такой деятельности призван особый вид ответственности, предусмотренный ст. 1070 Гражданского кодекса РФ, в порядке которой возмещается вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, а также вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности [1]. В число органов, несущих ответственность в порядке, предусмотренном ст. 1070 ГК РФ, входят органы предварительного расследования, прокуратура и суд. Пожалуй, наиболее интересным в ряде субъектов обязательства, предусмотренного ст. 1070 ГК РФ, представляется прокуратура. Так, в силу ч. 1 ст. 1 Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" от 17.01.1992 № 2202-1 «прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции» [2]. Основными функциями прокуратуры Осипян С.А. выделяет следующие: «надзор за соблюдением Конституции РФ и законов; уголовного преследования в ходе уголовного судопроизводства; поддержания государственного обвинения в судебном разбирательстве и участия прокурора в суде» [4]. Интерес к данному субъекту заключается в том, что прокуратура в отличие от других, обозначенных в ст. 1070 ГК РФ, органов осуществляет исключительно опосредованные функции в предусмотренных той же статьей незаконных действиях. Безусловно, прокуратура наделена уголовно-процессуальным законодательством полномочиями по уголовному преследованию, в частности, поддержанию государственного обвинения в судах. Функция участвующего в судебном рассмотрении сотрудника прокуратуры сведена к оглашению обвинения, представлению доказательств, участие в прениях. Да, в соответствии с ч. 7 ст. 246 УПК РФ государственный обвинитель уполномочен при наличии определенных обстоятельств полностью либо частично отказаться от предъявленного обвинения [3]. Но даже не воспользовавшись таким правом, прокурор непосредственного отношения к осуждению иметь не будет, поскольку лицо может быть осуждено только обвинительным приговором суда и, в конченом счете, именно суд решает вопрос об осуждении лица, за исключением случаев участия присяжных заседателей. Нет и непосредственного участия должностных лиц прокуратуры в незаконном привлечении к уголовной ответственности, применении в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде. Уголовно-процессуальным законодательством прокурор в предварительном следствии наделен исключительно надзорными функциями. Его участие на этой стадии уголовного судопроизводства ограничено исключительно реагированием на допущенные следователями нарушения. Но вряд ли непринятие мер прокурорского реагирования является первоисточником причинения вреда гражданам. Вместе с тем имеется мнение, что прокурор реально влияет на ход и результаты уголовного преследования, к примеру, «осуществляя свои полномочия в соответствии с п. 12 ч. 2 ст. 37 УПК РФ при передаче уголовного дела или материалов проверки сообщения о преступлении от одного органа предварительного расследования другому» [5]. Однако даже несмотря на передачу уголовного дела от одного органа предварительного расследования другому, возможный вред будет причинен гражданину действиями дознавателей следователя или суда. Таким образом, прокурор в рамках уголовного судопроизводства не в состоянии в связи с предоставленными ему полномочиями быть непосредственным причинителем вреда в случаях, предусмотренных ст. 1070 ГК РФ. 

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №11 (32) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Мащенко В.М. ПРОКУРАТУРА, КАК СУБЪЕКТ ДЕЛИКТНОГО ОБЯЗАТЕЛЬСТВА, ПРЕДУСМОТРЕННОГО СТАТЬЕЙ 1070 ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Вестник науки №11 (32) том 4. С. 84 - 87. 2020 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/3781 (дата обращения: 25.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/3781



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2020.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.