'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №11 (32) том 4
  4. Научная статья № 19

Просмотры  119 просмотров

Туманьянц Э.А.

  


ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ В УЧРЕЖДЕНИЯХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ *

  


Аннотация:
в статье рассматриваются проблемы исполнения наказаний в учреждениях уголовно-исполнительной системы России   

Ключевые слова:
исполнение наказания, УИК РФ, ФСИН   


Основополагающее значение в решении проблем исполнения наказаний в учреждениях уголовно-исполнительной системы России отводится конституционному принципу признания человека, его прав и основных свобод высшей ценностью российского государства [1]. Основная тенденция развития уголовного судопроизводства выражается в его последовательной гуманизации, что обусловлено ежегодным сокращением количества осужденных, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы России. Как отметил Председатель Верховного Суда Российской Федерации В.М.Лебедев на совещании судей судов общей юрисдикции и арбитражных судов Российской Федерации, прошедшем 11-12 февраля 2020 года, «результатом последовательной и системной работы Верховного Суда Российской Федерации и судов Российской Федерации по гуманизации уголовного судопроизводства и правоприменительной практики в учреждениях уголовно-исполнительной системы по состоянию на 01 января 2020 года содержалось 523928 человек, что ниже на 39238 человек, чем по состоянию на аналогичную дату прошлого года (по состоянию на 01 января 2019 года - 563166 человек), а с 01 января 1999 года это количество сократилось более чем в два раза» .Согласно официальным данным Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по состоянию на 01 февраля 2020 года в учреждениях уголовно-исполнительной системы содержалось 519618 человек [5], а это меньше на 4310 человек (0,82%), чем по состоянию на 01 января 2020 года, что свидетельствует о продолжающейся тенденции к сокращению лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы России. Таким образом, главной обязанностью государства является признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, а сфера исполнения уголовных наказаний выступает в качестве важной составляющей правоохранительной деятельности государства. От результатов этой деятельности зависит эффективность противодействия преступности, в этой связи выявление проблем в целях реформирования уголовно-исполнительной системы страны имеет особое значение. В свете указанного существенное значение имеет предложение Председателя Верховного Суда Российской Федерации В.М.Лебедева о рассмотрении внесенного еще 31 декабря 2017 года в Государственную Думу Российской Федерации проекта федерального закона, который предусматривает введение института уголовного проступка, способствующего исключение негативного воздействия последствий судимости за преступления небольшой тяжести, не наказуемые лишением свободы и совершенные впервые [3]. Применение института уголовного проступка позволит ко всем преступлениям небольшой тяжести, а в сфере экономики и средней тяжести позволит устранить излишнюю криминализацию общества, повысить социализацию граждан и более эффективному достижению целей уголовного наказания. Основные проблемы исполнения наказания в учреждениях уголовноисполнительной системы связаны с отсутствием четкого правового регулирования этого направления деятельности. Опыт последних лет показывает о наличии существенных недостатках в предпринимаемых попытках  реформирования уголовно-исполнительной системы России. Единственная попытка реформирования исполнения наказания в учреждениях уголовноисполнительной системы была предпринята не на законодательном уровне, а в Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года (далее - Концепция). При этом при разработке указанного документа не были учтены концептуальные положения относительно обеспечения прав осужденных, организации их труда. Однако, предусмотренное положение о переходе на тюремное положение оказалось неисполнимым ввиду отсутствия денежных средств. Все это привело к ряду негативных последствий в виде отвлечения финансовых и людских ресурсов и, как следствие, низкую востребованность Концепции как политико-правового документа. Выявленные недостатки обусловили существенный пересмотр положений Концепции в 2015 году. Одна из проблем исполнения наказания в учреждениях уголовноисполнительной системы связана с отсутствием собственных экономических условий, которые бы способствовали максимально вовлекать осужденных в трудовую деятельность, что связано с низкой заинтересованностью предприятий и организаций в использовании труда осужденных. Еще одна проблема связана с системой налогообложения учреждений уголовно-исполнительной системы, которая требует оптимизации с учетом международных стандартов и отечественного законодательства, порядка распределения доходов от трудовой деятельности на улучшение содержания осужденных, создание дополнительных рабочих мест, укрепление материальнопроизводственной базы и развитие социальной сферы деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы. Третья проблема связана с отсутствием организации постпенитенциарной помощи осужденным, которые освобождаются из мест лишения свободы. Это способствует возврату большинства освободившихся обратно в места лишения свободы, что обусловлено имеющимися трудностями в трудоустройстве. Здесь можно считать положительным опыт некоторых субъектов Российской Федерации, где органами исполнительной власти совместно с общественными и духовными организациями созданы и действуют центры социальной реабилитации, однако таких центров ничтожно мало, поэтому они не в состоянии предоставить социальную помощь всем нуждающимся. Таким образом, государственно-правовой механизм помощи лицам, которые отбыли наказание, не в состоянии обеспечить в полном объеме реализацию прав и законных интересов указанной категории граждан Немаловажное значение имеет проблема подготовки кадров для целей исполнения наказания в учреждениях уголовно-исполнительной системы России, это касается и низкого качества подготовки специалистов. Здесь, прежде всего, необходимо обратить внимание на необходимость адаптации государственных образовательных стандартов для специалистов уголовноисполнительной системы, в том числе и подготовки педагогических кадров узкой направленности. Кадровые проблемы связаны и с плохими условиями труда персонала учреждений уголовно-исполнительной системы России, учитывая установленные законодателем высокие требования к указанной категории служащих. Некоторыми специалистами отмечается низкий уровень качественного состава кадров, что обусловлено ростом совершаемых сотрудниками уголовноисполнительной системы преступлений коррупционной направленности, а также ростом оттока кадров.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №11 (32) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Туманьянц Э.А. ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ В УЧРЕЖДЕНИЯХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ // Вестник науки №11 (32) том 4. С. 101 - 105. 2020 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/3784 (дата обращения: 29.03.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/3784



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2020.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.