'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №11 (32) том 5
  4. Научная статья № 5

Просмотры  24 просмотров

Брич О.В.

  


РЕФЛЕКСИВНАЯ САМООЦЕНКА КАК КОМПОНЕНТ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ *

  


Аннотация:
в данной статье рассматривается сущность рефлексивной самооценки как компонента учебно-познавательной компетенции, приводятся ее отличительные характеристики, обосновывается ее значимость в процессе формировании учебнопознавательной компетенции у учащихся третьей ступени общего среднего образования   

Ключевые слова:
рефлексивная самооценка, самооценка, рефлексия, учебнопознавательная компетенция, иностранный язык, общее среднее образование   


Одной из актуальных задач современной лингводидактики является формирование навыков самооценки учащихся. Самооценка учащихся тесно связана с самоконтролем процесса и результатов своей учебно-познавательной деятельности. От её показателей зависит, в какой степени обучаемый сможет брать на себя ответственность за процесс своего учения и самообучения, сможет ли он отслеживать динамику возникновения затруднений и принимать соответствующие меры. Самооценка часто рассматривается как показатель самостоятельности (автономии) изучающего язык и, по мнению Н.Ф. Коряковцевой, может быть оценена по шкале самооценки коммуникативных и учебных умений: осознаю – освоил самостоятельно или с опорой – свободно владею в учебной ситуации в группе – свободно владею в реальной ситуации общения – умею использовать и переносить в новую ситуацию – творческое задание [2]. На наш взгляд, данная шкала может быть использована для определения уровня сформированности учебно-познавательной компетенции у учащихся, структуру которой, составляют взаимосвязанные компоненты: личностный (предполагающий сформированность личностных и волевых качеств), когнитивный (включающий знания о различных способах познания), деятельностный (состоящий из общеучебных и специальных умений, определяемых видами речевой деятельности) и оценочный (подразумевающий владение приемами самоконтроля, самооценки и т.п.) [1]. Результаты республиканского мониторинга качества общего среднего образования, а также анкетирования учащихся старших классов свидетельствуют о необходимости выделения умений рефлексии и самооценки как самостоятельного компонента учебно-познавательной компетенции [4]. Однако, принимая во внимание тот факт, что развитие способности и готовности инициировать самостоятельную учебно-познавательную деятельность происходит в рефлексивном осмыслении самой деятельности, все чаще учёными используется термин «рефлексивная самооценка». Многие исследователи признают ее основой учебно-познавательной компетенции, поскольку рефлексивная самооценка является эффективным средством стимулирования активности учащихся. В контексте овладения иностранными языками рефлексивная самооценка учащегося включает: а) оценку собственной коммуникативной деятельности, т.е. определение степени успешности решения коммуникативных задач, возникающих в процессе общения; б) самооценку успешности учебнопознавательной деятельности, направленной на изучение иностранного языка, т.е. собственную оценку эффективности использования приемов осуществления учебно-познавательной деятельности, степени конструктивности деятельности, а также степени самостоятельности. В процессе осуществления самостоятельной учебно-познавательной деятельности, направленной на изучение иностранного языка самооценка  подготовленного учащегося направлена на определение степени корреляции между собственной учебно-познавательной деятельностью и поставленной учебно-познавательной задачей. Анализ самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащегося, подтверждает функционирование рефлексивной самооценки на всех этапах овладения иностранным языком [3]. Критерии самооценки сугубо индивидуальны и разнообразны: от степени усвоения языкового материала и удовлетворенности от успешного осуществления коммуникации до качества решения конкретной коммуникативной задачи и т.п. Несмотря на различия в критериях и характере рефлексивной самооценки, следует отметить, что у компетентного учащегося она обязательно включает уровень коммуникативной деятельности (т.е. оценку успешности акта коммуникации), уровень учебно-познавательной деятельности (эффективность использованных стратегий и умений), уровень личностной самооценки и оценки потребностей. Рефлексивная оценка представляет собой важнейшую личностную характеристику, отражающую степень самостоятельности учащегося в процессе овладения иностранным языком и степень его свободы в последующем осуществлении коммуникации на иностранном языке. Следовательно, рефлексивная самооценка должна, как представляется, включать не только критерии оценивания качества владения иностранным языком, но и критерии и показатели развития у учащихся учебно-познавательной компетенции. В качестве основных критериев учащимся предлагаются критерии оценивания уровня владения иностранным языком, среди которых выделяют следующие: успешность решения предъявленной коммуникативной задачи, эффективность использования релевантных речевых умений, качественные и содержательные показатели речи, правильность употребления языкового материала, беглость и гибкость коммуникации. Подобные критерии можно использовать и в практике применения на уроках интернет-ресурсов. Так, например, выполнение веб-квеста [1] предполагает выполнение этапа оценки, где учитель доводит до сведения учащихся критерии оценивания их учебнопознавательной деятельности, а учащиеся, в свою очередь, зная критерии, могут самостоятельно оценить и проанализировать свою самостоятельную учебнопознавательную деятельность. Причем немаловажно, что в данном случае учащиеся, вероятнее всего, будут осознавать приведенные критерии не как внешне заданные, а как личностно-значимые. Анализ процесса формирования учебно-познавательной компетенции у учащихся позволяет выделить психологические факторы, учет которых обеспечивает эффективность формирования учебно-познавательной компетенции в процессе обучения иностранному языку, среди которых наиболее значимым является рефлексивная самооценка

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №11 (32) том 5

  


Ссылка для цитирования:

Брич О.В. РЕФЛЕКСИВНАЯ САМООЦЕНКА КАК КОМПОНЕНТ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ // Вестник науки №11 (32) том 5. С. 28 - 32. 2020 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/3801 (дата обращения: 23.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/3801



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2020.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.