'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №11 (32) том 5
  4. Научная статья № 12

Просмотры  86 просмотров

Рыжкова О.Б.

  


УСЛОВИЯ УСПЕШНОГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ *

  


Аннотация:
в статье затрагивается проблема профилактики суицидального поведения подростков, анализируется групповой просмотр и обсуждение фильма как метод работы куратора по формированию эмпатийного понимания как условия, необходимого для успешного осуществления процесса межличностного взаимодействия студентов   

Ключевые слова:
суицид, суицидальное поведение, суицидент, методы профилактики суицидального поведения обучающихся   


В подростковом возрасте с реализацией потребности в общении на равных возникает и формируется основное новообразования − рефлексия. Подросток часто погружается в рефлексию общечеловеческих и своих особенностей. Ориентировка на рефлексию своих особенностей является характерной для подросткового возраста и способствует повышению самооценки. Подросток часто весьма противоречив, и он находится в положении маргинальной личности, так как уже не ребенок и еще не взрослый. Ему присуща эмоциональная напряженность и агрессивность, застенчивость и конфликтные отношения с окружающими, склонность к оценкам и крайним суждениям. Стремление к самостоятельности и социальному признанию и невозможность добиться этого в общении с взрослыми заставляют подростка искать другую сферу удовлетворения потребности – коллектив сверстников. Даже не соглашаясь в душе с решениями группы или признанного группой лидера, подросток подчиняется им и совершает требуемые поступки, часто опасные для него самого. Если конфликт с группой все-таки состоялся, то переживается он очень тяжело и может стать причиной сведения счетов с жизнью. Психологический смысл суицида чаще всего заключается в отреагировании аффекта, снятии эмоционального напряжения, ухода от той ситуации, в которой волей неволей оказывается человек. В подавляющем большинстве случаев суицидальное поведение в подростковом возрасте связано с реакцией протеста. Особенно частым источником последних являются нарушенные внутригрупповые взаимоотношения. В студенческих группах речь часто идет о власти и влиянии, в результате которых возникают группировки и несправедливые отношения. Отдельные случаи проявления грубости получают «место» для стабильной реализации. Чтобы ценить жизнь, подростку необходимо знать две основных вещи: 1. Нужно, чтобы его любили. 2. Самому нужно хорошо к себе относиться. Потребность любви – это потребность быть любимым, потребность любить, потребность быть частью чего-то. Если эти «потребности» присутствуют в жизни большую часть времени, то подросток в состоянии справляться с жизнью, решать встающие перед ним проблемы. Подросткам, которых не любят, которые сами не испытывают симпатии к своим одногруппникам и педагогам, которые чувствуют себя чужими и дома, и в образовательной организации, и во дворе, справляться с неприятностями  гораздо сложнее. Из-за того, что они плохо учатся, не ладят с родителями, друзьями и преподавателями, их самооценка снижается, они ощущают свою никчемность, одиночество. Заботливый и ласковый друг способен отговорить от самоубийства, ибо он удовлетворяет потребность подростка в любви. Иногда для спасения человека бывает достаточно всего одного ласкового слова. Подростковый период является весьма чувствительным, восприимчивым для развития эмпатии. Именно развитие эмпатии у подростков способствует формированию коммуникативных навыков, преодолению девиантности в поведении, снижению остроты личностных кризисов, связанных с возрастом. Методы развития эмпатии разнообразны: классные часы, разработка внутригрупповых правил, написание сочинений, постановка спектаклей, просмотр и обсуждение фильмов. Такие формы работы можно использовать и в сочетании друг с другом. Если педагог пользуется доверием студентов, то эти профилактические меры бывают весьма эффективными. Групповой просмотр фильма должен сопровождаться доверительным общением со студентами, следует обсудить тему насилия, жестокости в группе сверстников. Педагогу важно суметь выбрать фильм на основании своей профессиональной оценки и посмотреть его вместе со студентами. Такой видеоматериал также подходит для просмотра в преподавательском коллективе и на встречах с родителями. В 2009г. на экраны вышел короткометражный фильм режиссера Марии Евстафьевой «Щенок». Фильм "Щенок" - душевный, пронзительный. Это произведение многоплановое, реалистически изображающее красоту русской душу. Фильм длится ровно 45 минут, как школьный урок, и это урок – поучительный, зовущий к жизни без жестокости и насилия. В 2004 году во французском кинопрокате вышел музыкальный фильм - драма режиссера Кристофа Барратье «Хористы», который стал одним из самых успешных французских фильмов за всю историю. В фильме хорошо показано торжество гуманизма, как основы педагогики, над системой «акция-реакция» директора, исповедующего достаточно жесткие методы, подходящие скорее тюрьмам, нежели интернатам. Именно учитель поддерживает сильные стороны учеников и создает ситуации «успешности». Фильм «Хористы» — это история добрая, живая и настоящая. При обсуждении фильма важно помочь зрителям уяснить правило: «жестокость порождает жестокость». В 2010 году в Российский прокат вышел фильм эстонского режиссера Ильмара Раага «Класс». Фильм рассказывает о событиях, происходящих в выпускном классе обычной эстонской школы. Это сильная драма о подростковой жестокости. За полтора часа просмотра зритель способен испытать большую гамму чувств, от восторга до чувства отвращения и ненависти. Достоинство фильма: заставляет задуматься на актуальную тему. Недостаток: очень жестокий, самое ужасное, что основан на реальных событиях. Большинство обучающихся проникаются чувствами жертвы, когда видят происходящее на экране. Педагог должен дать студентам возможность высказаться и сам дает необходимые пояснения. Таким образом, использование в воспитательной работе группового просмотра и обсуждения художественных фильмов будет способствовать развитию личностных ресурсов, формирующих здоровый жизненный стиль и ненасильственное поведение студентов.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №11 (32) том 5

  


Ссылка для цитирования:

Рыжкова О.Б. УСЛОВИЯ УСПЕШНОГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ // Вестник науки №11 (32) том 5. С. 63 - 66. 2020 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/3808 (дата обращения: 25.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/3808



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2020.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.