'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №11 (32) том 5
  4. Научная статья № 14

Просмотры  247 просмотров

Федорова А.А., Маякунов А.Э.

  


ПЕРСОНАЛИЗМ: АНАЛИЗ КОНЦЕПЦИЙ ЛАКРУА И МУНЬЕ *

  


Аннотация:
основоположникам философии персонализма является Э. Мунье (1905— 1950 гг.). С 1932 г. издавался специальный журнал "Esprit". В эти года представители персонализма выступили с идеей создания такого философского движения, которое бы продвигало именно учение личности как самой важной составляющей земной цивилизации, усиливало роль здорового общества   

Ключевые слова:
персонализм, персоналистика, учение, философия, движение, личность, общество   


Одним из представителей персонализма во Франции является Жан Лакруа (23 декабря 1900 — 27 июня 1986). Жан Лакруа — французский философ-идеалист, который продвигал идею «поглощения» духом разума. Он предлагал ассимилировать идеи марксизма и экзистенциализма, потому что считал, что лишь две эти концепции подходят под понимание одухотворенности личности. Лишь в совокупности идей марксизма и экзистенциализма был бы проложен идеальный путь к современному учению о человеке. Сам Жан Лакруа не скрывал того факта, что вдохновлялся идеями Мунье. В свою очередь идея Мунье была в том, что цивилизация находится в глубоком сне, состоящем из незнания бытия и сущности человека. Его главной идеей было «пробуждение». Персонализм категорично не относится ни к какой группе людей: то есть не важен тот факт — кто ты, даже касаемо веры и религии. Последователи персонализма считали, что данная концепция станет новым мировоззрением, которое объединило бы верующих и атеистов. И Лакруа и Мунье считали, что персоналистская устремленность породила бы «новых» людей, «рожденных» со знанием позиции в этом мире — эти люди бы стремились работать на благо человечества, при том способные на личностный выбор. Суть учения персонализма была в том, что постоянно развиваясь — человек развивает мир вокруг, и в какой стези ты оттаиваешь навык, в той же области оттачивается навык у мира. Само понятие персонализма было рождено в 20 веке, но многие ученые полагают, что истоки проложены с кантовских времен и его позиции о человеческой автономии. Персонализм поставил вопрос о положении человека в мире абсолютно новым образом. Кантовское учение предполагало человеческую слабость вне общества, что именно находясь в обществе можно окрепнуть и позиционироваться как свободная личность. Его достаточно идеалистический подход должен был привести цивилизацию к миру без войн: развивались бы свободные государства, удерживаемые единой идеей мирного существования. Несмотря на двойственность персонализма в плане влияния двух сторон на его образование - философской (греческой) и религиозной (христианской), Лакруа заостряет свое внимание только на первой. При изучении истоков философии личности, он обращался к древности, пытаясь доказать этим самым то, что персонализм является основополагающей силой в образовании человеческой цивилизации. Лакруа видит в Сократе идеал личности и считает, что его диалоги - это великая работа над самопознанием человека, исходящая из высшего знания, которое  является фундаментом разума, основой сознания и образующей интеллекта. В свою очередь, цель сократовских диалогов заключалась в побуждении читателя, как личности, к самопознанию и саморазвитию. Иначе говоря, Сократ высказывает идею о божественном происхождении непостижимого знания, т.е. о имманентности трансцендентного, и его присутствии в каждой личности, подталкивающее последних к развитию. Проявление персонализма в работах Сократа для Лакруа было началом истории человека, идеалом поведения и на основе этого он сформулировал понятие самопознания человека, выходящее за рамки данных ему возможностей. Вместе с работами Сократа, Лакруа изучал работы Платона, который, как он считал, не только дополнил сократовский персонализм, но и усовершенствовал его - в своих работах Платон показал саму сущность и наивысшую ценность личности, существующая для нахождения индивидуального и неповторимого "Я". Как считал сам Платон, майевтика Сократа направлена на подводку разума к более четкому и определенному пониманию разницы между истиной и ложью. Таким образом, она становится аскезой для совершенствования и направленного выражения разума личности. Платоновская аскеза имеет те же свойства, что и сократовская, но дополнительно ставит в цели совершенствование души, а так же создает нерушимую связь с восхождением, которого не достичь, но к нему можно приблизиться через обретение полноты личности. Подводя итоги, основная идея двух философов античности заключалась в стремлении человека преодолеть свои собственные пределы. Лакруа сосредотачивает внимание на том, что персонализм — это «самый подлинный» и «самый глубокий» исток человечества. Как писал Мунье, личность — это не средство, это цель. Личность — не рождается вместе с человеком, она приходит посредством долгого пути, самопреодоления и жаждой бесконечного. Чтобы быть сводной личностью нужно научиться быть вовлеченным в какое-то дело и при этом уметь открываться для постижения новых горизонтов. Мунье называл личностный рост - личностной революцией, подразумевая под этим то, что личность никогда не постигнет идеала, никогда не будет завершена. Личностная революция — это да деятельность, которая должна вершится над человеком вновь и вновь, создавая каждый раз новую версию себя, при этом не имея конечной точки. Лакруа, помимо Сократа, Платона и Мунье, также опирался и на других философов. Он разделял их на две категории: на «неверующих» и христианских мыслителей. В группу неверующих входили: Руссо, Кант и Маркс; а в группу христианских мыслителей: Лабертоньер, Бакунин и Розмини. Руссо не являлся философом персоналистом, но, тем не менее, в своих идеях отношения истории и природы, он выделал личностные ценности как нечто очень важное. Он полагал, человек – существо не законченное, не идеальное и, что не маловажно, противостоит злу, стремясь к добру. Кант в свою очередь полагал, что общность всех людей приведет к свободному государству. Именно эти мысли Канта так привлекали философовперсоналистов. Именно Руссо в свое время повлиял на Канта, и благодаря ему Кант достиг небывалых высот в персоналистике. Он считал, что человек – существо само по себе слабое, и только в обществе он становится личностью. Лабертоньер был христианским философом, именно поэтому его идеи о персонализме сводились к боголюбию. В своих работах Лабертоньер касался таких тем как: любовь к себе, любовь к ближнему, любовь к Богу. Его идея заключалась в милосердии ко всем и совершенствовании себя. Также Мунье отмечал, что существует иного рода революция, носящая социально-политический характер. Такая революция, в отличие от личностной, не может быть незавершенной. Он предлагал в случае трагических обстоятельств в государствах, главным критерием победы над проблемами в государстве будет изменение личности, и если вокруг изменятся в лучшую сторону, то и государство перестанет «страдать» от воин и иных неблагоприятных обстоятельств.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №11 (32) том 5

  


Ссылка для цитирования:

Федорова А.А., Маякунов А.Э. ПЕРСОНАЛИЗМ: АНАЛИЗ КОНЦЕПЦИЙ ЛАКРУА И МУНЬЕ // Вестник науки №11 (32) том 5. С. 71 - 77. 2020 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/3810 (дата обращения: 26.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/3810



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2020.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.