'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №11 (32) том 5
  4. Научная статья № 17

Просмотры  181 просмотров

Хаутиева Х.Г., Хуциева М.М.

  


ХАРАКТЕРИСТИКА (ГУМБЕРТА) ГЛАВНОГО ГЕРОЯ РОМАНА ВЛАДИМИРА НАБОКОВА «ЛОЛИТА» *

  


Аннотация:
в статье рассматриваются образ (Гумберта) главного героя романа Владимира Набокова «Лолита». Своеобразие персонажа и основные характеристики   

Ключевые слова:
Набоков, Лолита, роман, Гумберт, любовь, характеристика, персонажи   


Гумберт центральное лицо романа Владимира Набокова «Лолита». Произведение представляет собой некую автобиографическую исповедь. Повествование в произведении ведется от лица главного героя (Гумберта). Опус начинается с того, что Гумберт рассказывает нам о своем детстве. Детские воспоминания у героя весьма счатливые и теплые: «Я рос счастливым, здоровым ребенком в ярком мире книжек с картинками, чистого песка, апельсиновых деревьев, дружелюбных собак, морских далей и улыбающихся лиц» [1, c. 17]. Гумберт, вспоминает про своего отца, мать и тетку. Всем нам хорошо известно, что на формирование характера и личности человека большое влияние оказывает семья, а в частности его родители. В памяти нашего героя слабо воссоздаются их образы. Мать его погибает, когда ему исполняется три года и как таковых впечатлений и воспоминаний о ней у него не остается: «Мне же было всего три года, и, кроме какого-то теплого тупика в темнейшем прошлом, у меня ничего от нее не осталось» [1, c.16]. Про отца он пишет, что он был мягкосердечным человеком и имел хорошее материальное состояние: «Мой отец отличался мягкостью сердца, легкостью нрава – и целым винегретом из генов» [1, c. 16]. Первая любовь главного героя заканчивается трагически. Аннабелль, так звали возлюбленную нашего героя, погибает от тифа. Юность, увлеченность и интерес, а также желание взаимного обладания тянули их друг к другу: «Наше неистовое стремление ко взаимному обладанию могло бы быть утолено, только если бы каждый из нас в самом деле впитал и усвоил каждую частицу тела и души другого» [1, c. 19]. Отношения с Аннабелль оставляют в его душе некий отголосок, который меняет всю его жизнь: «Я уверен все же, что волшебным и раковым образом Лолита началась с Аннабеллы» [1, c. 21]. По словам самого героя, именно с нее или из-за нее у него прорастает его «сексуальный изъян»: «Не оттуда ли, не из блеска ли того далекого лета пошла трещина через всю мою жизнь. Или, может быть, острое мое увлечение этим ребенком было лишь первым признаком врожденного извращения?» [1, c. 21]. Конечно, Гумберт встречал своих воображаемых нимфеток на всем протяжении своей жизни. Однако, Гумберт очень часто задается вопросом не портит ли он им жизнь своими мыслями и поступками: «В нашем чугунном мире причин и следствий, не могло ли содрогание, мною выкраденное у них, отразиться на их будущем. Вот была моей – и никогда не узнает. Хорошо. Но не скажется ли это впоследствии, не напортил ли я ей как-нибудь в ее дальнейшей судьбе тем, что что вовлек ее образ в свое тайное сладострастие [1, c. 31]. Гумберт часто грезит о своей связи с «нимфетками», но не осмеливается, боится закона, всеобщего порицания. Позже Гумберт женится на девушке Валерии: «Но в этом выборе я руководился с соображениями, которые по существу сводились – как я слишком поздно понял – к жалкому компромиссу» [1, c. 36]. Гумберт женится на женщине внешне напоминающей ребенка: «Она прикидывалась малюткой не потому, раскусила мою тайну: таков был просто ее собственный стиль – и я попался» [1, c. 37]. Однако действительность оказалась куда печальнее и нашему герою в скором времени пришлось столкнуться с реальностью: «Обелокуренный локон выявил свой чернявый корешок; пушоу превратился в колючки на бритой голени; подвижный влажный рот, как я его ни набивал любовью» [1, c. 37]. «И вскоре, вместо бледного уличного подростка, у Гумберта Гумберта оказалась на руках большая, дебелая, коротконогая, грудастая и совершенно безмозглая баба» [1, c. 37]. После нескольких лет семейной жизни Валерия уходит от Гумберта к любовнику: «Меня душило растущее бешенство – о, не потому чтоб я испытывал какие-либо нежные чувства к балаганной фигуре, именуемой мадам Гумберт… А тут Валерия моя фарсовая супруга, нахально собралась а по своему усмотрению и моими удобствами и моею судьбой» [1, c. 40]. Кардинальным образом меняется жизнь главного героя после встречи с Лолитой, это главная героиня романа: «Лолита, свет моей жизни, огонь моих чресел. Грех мой, душа моя. Ло-ли-та: кончик языка совершает путь в три шажка вниз по небу, чтобы на третьем толкнуться о зубы. Ло. Ли. Та.» [1, c. 15]. Лолита двенадцати летняя девочка. Нимфетка, как ее классифицирует герой: «Я знал, что влюбился в Лолиту навеки; но я знал и то, что она не навеки останется Лолитой: 1 января ей стукнет тринадцать лет. Года через два она перестанет быть нимфеткой и превратится в молодую девушку» [1, c. 89]. Главный герой испытывает неотвратимую тягу к совсем юным девочкам. Называет их нимфетками и приписывает им некоторую внутреннюю «демоничность». Гумберт буквально очаровывается ее и проводит аналогию со своей первой любовью Аннабеллой. Ведь как говорил сам герой Лолита для него началась с Аннабеллы: «Это было тоже дитя – те же тонкие, медового оттенка плечи, та же шелковистая, гибкая обнаженная спина, та же русая шапка. [1, c.54]. «Все, что  было общего между этими двумя существами, делало их единым для меня» [1, c. 55]. Гумберт был образованным, интеллектуальным человеком. Являлся профессором литературы хотя и не слишком ответственно относился к своей работе. Не смотря на свою умственную развитость, душевно он на протяжении всей своей жизни он оставался подростком, запертым в теле взрослого и зацикленном на маленьких девочках. Душевный удар, стресс вызванный смертью его первой возлюбленной каким-то образом остановил его эмоциональное развитие: «Но давайте будем чопорными и культурными. Гумберт усердно старался быть хорошим. Ей-богу, старался. Он относился крайне бережно к обыкновенным детям, к их чистоте, открытой обидам, и ни при каких обстоятельствах не посягнул бы на невинность ребенка» [1, c.29]. Таким образом, мы проанализировали образ главного героя романа Владимира Набокова «Лолита». Своеобразие персонажа его захватывающий образ очень интересен читателям и по сей день. 

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №11 (32) том 5

  


Ссылка для цитирования:

Хаутиева Х.Г., Хуциева М.М. ХАРАКТЕРИСТИКА (ГУМБЕРТА) ГЛАВНОГО ГЕРОЯ РОМАНА ВЛАДИМИРА НАБОКОВА «ЛОЛИТА» // Вестник науки №11 (32) том 5. С. 83 - 86. 2020 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/3813 (дата обращения: 28.03.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/3813



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2020.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.