'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №11 (32) том 5
  4. Научная статья № 19

Просмотры  125 просмотров

Шарипова Ф.Р.

  


ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ОПИСАТЕЛЬНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА *

  


Аннотация:
в статье раскрыты особенности содержания, формы, методы формирования описательной речи у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Цель представленного в статье исследования- разработать программу, экспериментально проверить эффективность разработанной программы развития описательной речи у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. В ходе исследования применялся как теоретический метод: анализ психологической, педагогической, лингвистической, методической литературы по теме исследования, так же эмпирический метод: наблюдение за детьми на занятиях, в процессе обследования, беседа, констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент и контроль за эффективностью программы, математический анализ полученных данных   

Ключевые слова:
задержка психического развития, описательная речь, приемы развития описательной речи, словарный запас   


Проблема формирования описательной речи детей старшего дошкольного возраста в настоящее время является предметом внимания многих ученых: педагогов, лингвистов, психологов. Это связано с тем, что для успешного обучения в школе требуется умение составлять рассказы, в частности описательного характера. Описательная речь играет огромную роль в развитии высших психических функций детей, в их социализации, в формировании их личности. В связи с этим обучать рассказыванию детей необходимо уже в дошкольном возрасте. Описательная речь – достаточно сложный вид монологической речи даже для детей с нормотипическим развитием, а для детей с задержкой психического развития (ЗПР) требуется специальное обучение, благодаря которому дошкольники учатся составлять полное и последовательное описание. Владение описательной речью повышает уровень общего развития детей с ЗПР, который необходим для овладения коммуникацией [2]. В.А. Киселева отмечает, что именно способность составлять описательные рассказы у детей с ЗПР оказывается наиболее несформированной, однако, несмотря на пониженную обучаемость, дети могут использовать помощь взрослого, а также переносить полученные знания и умения в другие ситуации [1]. Исследование проводилось на базе специального коррекционного дошкольного учреждения и включало в себя три этапа: констатирующий; обучающий (формирующий); контрольный. Были обследованы 20 дошкольников, имеющих задержку психического развития. На констатирующем этапе исследование состояния описательной речи началось с индивидуальных обследований речи, позволяющие оценить уровень понимания обращенной речи. Затем проводилась обследование речи, в ходе которого был выявлен уровень лексического запаса дошкольников с импрессивной и экспрессивной речи. Так же оценивался умения использовать лексические средства в самостоятельной речи, умения составлять рассказописание. Для проведения исследования были использованы методики: С.М. Валявко, Г.В. Чиркиной и Т.А. Ткаченко, так как они наиболее подходящие для детей с задержкой психического развития: доступный материал, простота применения, удобство в обработке результатов. Дошкольникам предлагаются картинки для обследования существительных, глаголов, прилагательных, которые обозначают пространство, величину, цвет и форму, а также притяжательных и относительных прилагательных, наречий, личных и притяжательных местоимений, предлагалось подобрать антонимы, обобщающие слова, самостоятельно составить предложения по картинке и со словом, подобрать прилагательные к существительному, добавить слова к незаконченному предложению. Так же предлагались предметы (кукла, яблоко и машина) и опорная схема. Оценка осуществлялась в баллах. Констатирующий этап эксперимента показал (диаграмма 1), что для 20% детей с ЗПР характерен средний уровень развития. У дошкольников наблюдается преобладание пассивного словаря над активным, трудности актуализации слов, подбора антонимов и обобщающих понятий, дети строят простые предложения, допускают ошибки при подборе прилагательных к существительному, слов к незаконченному предложению; рассказ-описание изобилует грамматическими ошибками, недостаточен по объему, так как не передаются все основные характеристики объекта, отсутствуют языковые средства, требуется помощь экспериментатора. У остальных детей (80% детей с ЗПР) наблюдался низкий уровень развития. Эти дети испытывают значительные трудности при назывании многих глаголов, существительных, прилагательных и наречий, их лексический запас не соответствует возрасту, дети не умеют подбирать антонимы, называть обобщающие слова, строят короткие неразвернутые предложения, пропуская одного из главных членов предложения, неправильно согласовывают прилагательные с существительными, неправильно подбирают слова к незаконченному предложению, рассказ-описание сводится к перечислению признаков. Таким образом, в экспериментальной части представленной работы бала поставлена цель - обучение детей навыкам описательной речи. Исходя из цели, были определены следующие задачи: 1) Развитие словарного запаса и грамматического строя; 2) Развитие умения согласовывать слова в предложениях; 3) Развитие умения выделять в объектах характерные, существенные признаки, группировать, соединять их, обозначая словами; 4) Развитие умения соотносить свое описание с рассматриваемым объектом; 5) Формирование умения планировать высказывание; 6) Формирование последовательного и логичного повествования [3].  Коррекционная работа с экспериментальной группой проводилась по специально разработанной коррекционно-развивающий программе совместно с воспитателем, учителем дефектологом. Детям предлагалось составлять рассказ, используя детали на липучке: последовательно рассказывая, ребенок прикреплял ту или иную деталь к доске с изображением описываемого предмета. Для составления рассказов-описаний детям предлагались не только детали на липучках, но и наглядный план для составления рассказов. А в подготовительной работе в процессе занятий использовались дидактические игры. Так как речевые возможности детей с ЗПР ограничены, для формирования описательной речи по одной лексической теме проводились 2 занятия, на которых дети учились описывать определенные предметы. Контрольная группа так же проходила обучение, по стандартному учебному плану ДОУ. После обучающего эксперимента было проведено повторное обследование описательной речи. Полученные результаты представлены в таблице 1.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №11 (32) том 5

  


Ссылка для цитирования:

Шарипова Ф.Р. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ОПИСАТЕЛЬНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Вестник науки №11 (32) том 5. С. 90 - 95. 2020 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/3815 (дата обращения: 19.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/3815



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2020.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.