'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №11 (32) том 5
  4. Научная статья № 20

Просмотры  102 просмотров

Груздев И.М., Жукова И.В.

  


ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЭНЕРГОСИСТЕМЫ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ *

  


Аннотация:
в статье описана ситуация с разработкой Схемы и программы развития субъектов РФ, показаны различные цели для государства и сетевых организаций в ее разработке и инвестировании. Показана возможная схема взаимодействия государства и сетевых организаций для удовлетворения целей каждой из сторон   

Ключевые слова:
прогнозирование, перспективное планирование, электропотребление, электросетевой комплекс, электроэнергетика, энергетическая безопасность   


Развитие сферы электроэнергетики является важнейшей составляющей экономического развития любой страны. В настоящее время сущность политики в сфере электроэнергетики заключается в уменьшении износа оборудования, принадлежащего сетевым компаниям за счет денег этих компаний. Однако, представление государством конечного результата реализации данной политики не совпадает с представлением и целями сетевых компаний. Износ электротехнического оборудования (до 65% в Свердловской области) является основной проблемой в развитии электроэнергетики. Поэтому основной задачей развития электроэнергетики является рациональный выбор схемы развития. Под этим подразумевается снижение процента износа оборудования для повышения надежного электроснабжения за счет использования минимального количества финансовых ресурсов. Согласно Постановлению Правительства РФ [1], схемы и программы развития субъектов Российской Федерации (СиПР) разрабатываются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при участии системного оператора и сетевых организаций на 5-летний период с учетом схемы и программы развития Единой энергетической системы России и утверждаются ежегодно с согласованием системным оператором. Таким образом, СиПР учитывает позицию только исполнительной власти субъекта и системного оператора в плане прогнозирования потребления электроэнергии и мощности на заданный 5-летний период. Данная позиция направлена на долгосрочное и стратегическое развитие электроэнергетики для повышения надежности всей системы. Сетевые организации, которые должны принимать участие в разработке СиПР, не нацелены на долгосрочное и стратегическое развитие по причине крупных финансовых затрат при долгосрочной окупаемости. Долгосрочные вложения приводят к созданию дополнительных инвестиционных рисков. Сетевые компании являются монополистами на своем рынке (на территории Свердловской области это филиал ПАО «ФСК ЕЭС» - МЭС Урала, ОАО «МРСК Урала», АО «ЕЭСК»), поэтому долгосрочные вложения могут привести к ослабеванию монополизма данных компаний. Возникает конфликт интересов, решение которого не закреплено в нормативно-правовой базе. При этом основной источник финансирования для реализации СиПР – инвестиционные программы сетевых компаний. Доходы в инвестиционной программе появляются за счет технологического присоединения к своим сетям. Органы власти инвестируют в развитие сетей только для присоединения социальных объектов. Таким образом, реализация идей долгосрочного развития сетей возможна только за счет инвестиционных программ сетевых компаний. Одним из решений данной проблемы может являться создание государством условий получений экономической выгоды в краткосрочной перспективе для сетевых компаний путем создания регламентов для создания совместного планирования развития электросетевого комплекса. Другой необходимый механизм – гарантирование окупаемости капиталовложений сетевых копаний в долгосрочной перспективе. В настоящее время окупаемость капиталовложений происходит со скоростью 15% в год, таким образом, полная окупаемость происходит примерно за семь лет, а инвестиционные программы сетевых компаний составляются на пять лет. Это означает, что в действующей инвестиционной программе невозможно учесть окупаемость текущих расходов. Исходя из этого возникает проблема нацеленности инвестиционной программы только текущим задачам. Возможное решение – привлечение внешних инвесторов для расширения инвестиционной программы сетевых компаний. Осуществить привлечение внешних инвесторов возможно с помощью механизма государственно-частного партнерства. Благодаря этому государство получает дополнительное финансирование для реализации долгосрочных энергетических проектов, а бизнес получает государственные гарантии для получения кредитов, улучают имидж бизнеса за счет работы с государственными проектами и снижают риски потери денег. В Энергетической стратегии России на период до 2035 г. [2] предлагается использование механизмов государственно-частного партнерства для модернизации и строительство вспомогательной инфраструктуры (портовая, транспортная, электроэнергетическая инфраструктура) в комплексе мер, обеспечивающих решение задачи развития производства и потребления сжиженного природного газа. Основной задачей для реализации долгосрочного и стратегического развития электроэнергетики является создание законодательной базы взаимодействия сетевых компаний, владеющих электротехническим оборудованием, и государства, которому необходимость обеспечивать надежность электроэнергетической системы. В работе были показаны различие целей и возможные варианты взаимодействия этих двух субъектов. Эффективный механизм возврата инвестиций является одним из важнейших факторов, оказывающих влияние на объем инвестиций в отрасль. В связи с этим рекомендуется ускорить разработку и принятие необходимых нормативных актов федерального и регионального законодательства и разработать методические указания, обеспечивающие возвратность вложенных инвестиций, способствующие взаимовыгодному сотрудничеству органов исполнительной власти и частных инвесторов.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №11 (32) том 5

  


Ссылка для цитирования:

Груздев И.М., Жукова И.В. ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЭНЕРГОСИСТЕМЫ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Вестник науки №11 (32) том 5. С. 96 - 99. 2020 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/3816 (дата обращения: 20.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/3816



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2020.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.