'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №11 (32) том 5
  4. Научная статья № 34

Просмотры  89 просмотров

Потес Т.А., Мужайло Д.В., Власов В.А.

  


ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ МНОГОДЕТНЫМ СЕМЬЯМ В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ: НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ *

  


Аннотация:
в статье рассматривается правовой режим земельных участков, предоставляемых многодетным семьям в красноярском крае: некоторые проблемные аспекты   

Ключевые слова:
земельное право, земельный участок, материальная поддержка   


В соответствии со ст. 7 Конституции Российской Федерации государство оказывает поддержку семьям с детьми. Важнейшей задачей государства должно стать стимулирование семей к повышению уровня рождаемости в стране. Многодетные семьи, в свою очередь, должны являться объектом особой государственной защиты и поддержки. В этой связи государственными властями было принято достаточно большое количество таких важных мероприятий, как введение материнского капитала, или бесплатное предоставление многодетным семьям, имеющим трех и более детей, земельного участка, указанное в ч. 6 ст. 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (далее по тексту ЗК РФ). [1] По умолчанию, данные земельные участки предоставляются для строительства домов, и до их предоставления многодетным семьям эти участки принадлежат на праве собственности Российской Федерации, субъектам РФ или муниципальным образованиям. Порядок постановки на учет многодетных семей, а также отдельные условия предоставления указанных земельных участков регулируются непосредственно законами субъектов РФ, что следует из Конституции РФ, определяющей, что земельное законодательство является предметом совместного ведения РФ и ее субъектов, а также из норм ЗК РФ относительно общих положений о предоставлении земельных участков гражданам или юридическим лицам на безвозмездной основе. Положения ч. 6 ст.39.5 ЗК РФ более подробно раскрыты в Приказе Минрегиона России от 09.09.2013 N 372 "Об утверждении методических рекомендаций субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей" (далее по тексту Приказ), однако данный акт, как прямо указано в нем, содержит нормы рекомендательного характера, и может применяться в развитие норм земельного законодательства субъектов РФ согласно их желанию, но, в тоже время, законодательство субъектов РФ по рассматриваемому вопросу, не должно противоречить федеральному законодательству и указанному Приказу.[2] В Красноярском крае вопросы предоставления земельных участков семьям, имеющим трех или более детей урегулированы в нескольких нормативных правовых актах: Закон Красноярского края от 04.12.2008 N 7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае" (далее по тексту Закон № 7-2542), [3] и Постановление Правительства Красноярского края от 23.05.2013 N 262-п "О создании государственной информационной системы Красноярского края "Единая краевая база данных многодетных граждан, обратившихся за получением земельных участков и получивших земельные участки бесплатно в собственность" и Порядке ее формирования и использования" (далее по тексту Постановление № 262). [4] Ч. 2 ст. 14 Закона № 7-2542 устанавливает, что «Многодетные граждане, имеющие место жительства на территории Красноярского края, имеют право на однократное бесплатное получение без торгов в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для одной из следующих целей по своему выбору: ведение садоводства, огородничества, животноводства (за исключением территории Красноярской агломерации), индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства».[3] Таким образом, исходя из данного перечня, многодетным семьям могут предоставляться земельные участки из состава земель сельскохозяйственного назначения и земли населенных пунктов. Однако статистика показывает, что земельные участки в Красноярском крае предоставляются в небольших количествах, а очередь на их получение достигает нескольких тысяч человек. К примеру, в 2016 году земельные участки в крае получили 64 человека, в 2019 же- только 10. На законодательном уровне остаются неурегулированными некоторые вопросы касательно процедуры предоставления земельных участков и требования к многодетным семьям. Прежде всего это касается возраста детей при принятии решения о постановке семьи на учет для получения земельного участка. Так, судебная практика и закон исходят из того, что достижение ребенком возраста 18 лет не может являться основанием для снятия семьи с очереди на предоставление земельного участка. Таким образом, семье при постановке на учет необходимо, чтобы минимум трое детей из их семьи были несовершеннолетними. В последующем, до момента предоставления земельного  участка, факт совершеннолетия одного из детей не может быть причиной лишения их права на получение земельного участка.[5,6] В отдельных регионах устанавливается необходимость для заявителя прожить некоторое количество лет в данном регионе. В Красноярском крае такое правило не установлено. Другим спорным пунктом является наличие инженерной и транспортной инфраструктуры. Не смотря на то, что данное правило указано в Приказе, не всеми субъектами РФ оно соблюдается. Исследователи указывают на достаточно частое нарушение данного правила. Тогда на помощь многодетным семьям может прийти обращение в прокуратуру, которая по факту проверки жалобы подает представление в уполномоченный орган об обязании администрации муниципального образования или субъекта РФ устранить выявленное правонарушение. Или же обжаловать данное решение. Например, К. было отказано в предоставлении земельного участка со ссылкой на его расположение в лесном массиве, не смотря на то, что данная земля являлась зоной индивидуальной жилой застройки.[8] В Законе № 7-2542 установлен порядок предоставления земельных участков по заявлениям граждан из земельных участков прошедших государственный кадастровый учет, из земель государственной или муниципальной собственности не прошедших государственный кадастровый учет. При этом можно также встать на учет для получения конкретного земельного участка, указав в заявлении его координаты и иные характеристики. Но в данном случае при подаче нескольких заявлений на один и тот же земельный участок он передается той семье, которая первой подала на него заявку. Кроме того, Закон № 7-2542 устанавливает, что заявка может быть подана также и на земельный участок, прошедший и не прошедший государственный кадастровый учет, но в тоже время в этом случае гражданин, обратившийся за предоставлением земельного участка за свой счет производит выполнение  кадастровых работ по образованию земельного участка на основании решения об утверждении схемы и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". Таким образом, многодетная семья несет фактические расходы, связанные с переходом права собственности на земельный участок. Кроме того, очередь семей, желающих получить земельный участок в собственность бесплатно достаточно велика, и семьи состоят на учете по несколько лет, потому что сформированных земельных участков на всех не хватает, или же они не обеспечены необходимой инженерной и транспортной инфраструктурой. Также специалистами выделяются такие проблемы как:  практически полное отсутствие в крупных городах свободных земель, что является серьёзным препятствием в реализации программы;  удалённость предоставляемого льготного земельного участка от населённого пункта.[7] Таким образом следует отметить, что федеральное и региональное законодательство, посвященное предоставлению земельных участков в собственность многодетным семьям не предусматривает в полном объеме особенности реализации данного вида поддержки, содержит большое количество пробелов относительно отдельных аспектов порядка предоставления земельных участков. Полагаем, что отдельные проблемы, перечисленные нами в данной работе, могут быть устранены только посредством внесения изменений в федеральное и региональное законодательство, в унифицировании правил и требований к предоставлению земельных участков в собственность многодетным семьям, а также в освобождении их от затрат, связанных с проведением кадастровых и иных работ при оформлении земельного участка в собственность.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №11 (32) том 5

  


Ссылка для цитирования:

Потес Т.А., Мужайло Д.В., Власов В.А. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ МНОГОДЕТНЫМ СЕМЬЯМ В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ: НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ // Вестник науки №11 (32) том 5. С. 168 - 173. 2020 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/3830 (дата обращения: 20.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/3830



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2020.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.