'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (33) том 1
  4. Научная статья № 4

Просмотры  95 просмотров

Печерская А.Б.

  


АКТУАЛИЗАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО *

  


Аннотация:
статья посвящена исследованию художественного образа музыкального произведения в контексте фортепианной педагогики. Основу для постижения музыкального образа и творческой интерпретации авторы видят в единстве интеллектуальной и эмоциональной сфер личности исполнителя, развитие которых должно стать основной задачей педагога   

Ключевые слова:
музыкальное произведение, художественный образ, музыкантисполнитель, музыкальная аналитика, эмоциональная сфера   


Процесс исследования и актуализации образного содержания музыки – одна из главных и постоянно актуальных проблем фортепианного исполнительства и педагогики. Художественный образ музыкального произведения можно охарактеризовать как обобщенно-интегративное отражение действительности в форме авторского замысла, воплощенного в определенной системе нотной записи. Музыкальный текст произведения представляет собой масштабное сообщение, не являющееся при этом достаточно полным и точным, ибо ни один композитор, даже очень подробно записывавший и комментировавший знаками и терминами свои сочинения, не в состоянии указать все содержательные и технологические намерения, характеризующие сферу художественного образа своего сочинения. Естественно, что расшифровка музыкального текста, оставленного нам композиторами, предполагает его прочтение, анализ, эмоциональное осмысление-переживание и исполнительскую актуализацию. Проблема «текст – исполнитель», разрешаясь через интерпретацию, неизбежно подводит каждого музыканта к необходимости понимания текста как сложного феномена в единстве двух его составляющих: знаковой фиксации авторского замысла и личного наполнения образносмысловой содержательностью в процессе реального исполнения. Таким образом, музыкальное произведение получает реальное звуковое воплощение только в процессе исполнения в режиме реального времени и исполнитель является необходимым посредником между композитором и слушателем. Несмотря на всю очевидность вышесказанного, проблема всестороннего, системного подхода к изучению и исполнению музыкальных произведений (в данной статье – это касается фортепианной музыки) на всех этапах профессионального развития музыканта, играющего на фортепиано, – остается перманентно актуальной, ибо творческая направленность фортепианной педагогики безгранична. Художественный образ музыкального произведения определяется современной музыкальной психологией, как «синкретическое единство трех начал – материального, конструктивно-логического и духовного» [5, с. 237]. Опираясь на это положение, мы можем констатировать, что к имеющемуся материальному компоненту авторского музыкального текста и формальных конструктивно-акустических характеристик, таких как форма произведения, мелодические линии, гармония, метроритм, динамика, фактура и др. должны присоединиться аналитическая и эмоциональная сферы личности исполнителя. Остановимся подробнее на рассмотрении этих двух сфер и необходимости их формирования в процессе занятий в классе фортепиано. Формирование и развитие музыкальной аналитики включает в себя ряд позиций. Во-первых, это изучение стилевых норм исторической эпохи, в которую жил композитор и писал данное произведение, осмысление авторского замысла в целом и образно-характерологическая дифференциация образа. Во-вторых, умение компоновать интонационный материал, являющийся главным проводником музыкальной содержательности, в логически построенную структуру – так называемый музыкальный язык произведения, который может образно отражать содержательные субстанции, эмоции в виде звуковых структур понятных исполнителю. Осмысление логики организации различных звуковых структур, умение в музыкальном материале находить сходство и различие, анализировать и синтезировать, устанавливать взаимосвязи для создания и воплощения музыкального образа – является качественным показателем музыкального мышления, развитие которого является самой главной педагогической задачей. Второй необходимой составляющей процесса постижения музыкального образа произведения, как мы уже отмечали, является эмоциональная сфера исполнителя. Вопросам развития образного, эмоционального начала музыканта – исполнителя в отечественной педагогике всегда уделялось большое значение. На всех этапах обучения – от школы до вуза эта проблема имеет свои возрастные и психофизические особенности. Эмоции – пусковой механизм всех действий. Невозможно вникнуть и воплотить содержание музыкального образа «внеэмоциональным путем» (Б.М. Теплов). Основной педагогической задачей является воздействие на эмоционально-чувственную сферу музыкантаисполнителя всеми доступными средствами и методами, ибо вне эмоционального ряда, его энергетики невозможны продуктивные действия в художественно-образном постижении и воплощении музыки. Важную роль играют эмоциональные ассоциации с произведениями других видов искусств: литературы, поэзии, живописи, зодчества. В заключение хотелось бы сказать следующее – опираясь на многолетний педагогический опыт, к сожалению, приходится констатировать, что работа педагогов и учащихся в фортепианных классах в основной массе всецело сосредоточена на узко-исполнительских задачах разучивания произведения. Развитие музыкального интеллекта, эмоциональной сферы, художественно-образного мышления учащегося остаются «заповедными» сферами, что естественно негативно сказывается на его развитии и воплощается в бессмысленной, обедненной красками и содержанием игре на инструменте. Таким образом, только дуализм интеллектуальной и эмоциональной сфер личности исполнителя может быть платформой для полноценного развития музыкально-педагогического и исполнительского процесса.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (33) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Печерская А.Б. АКТУАЛИЗАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО // Вестник науки №12 (33) том 1. С. 17 - 20. 2020 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/3842 (дата обращения: 23.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/3842



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2020.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.