'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (33) том 1
  4. Научная статья № 9

Просмотры  76 просмотров

Чистякова А.О.

  


ВЛИЯНИЕ СПОРТА НА ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (СПО) *

  


Аннотация:
в работе рассматривается педагогическая роль процесса воспитания нравственных и интеллектуальных качеств обучающихся в системе среднего профессионального образования. Тема является весьма актуальной, важной и заслуживает определенного внимания   

Ключевые слова:
воспитание, нравственные нормы, спорт, физическая культура, укрепление здоровья   


Актуальность темы заключается в том, что благодаря физическому воспитанию можно сформировать нравственные качества обучающихся в рамках занятий физкультуры в системе среднего профессионального образования, не затрачивая много времени студентов, как представителей социальной группы с активным образом жизни. Рассмотрим воспитание как педагогическое явление, которое заключается в предоставлении воспитаннику альтернативных способов поведения в различных ситуациях, оставляя за ним право выбора и поиска своего пути и процессе, направленном на результат целенаправленного влияния развития личности, её отношений, черт, качеств, взглядов, убеждений, способов поведения в обществе [2, с.23] . Разновидность отношений между людьми заключаются в воспитательном взаимодействии, направленном на духовном, нравственном развитии и их совершенствование формирует воспитательные отношения. Существующие в процессе воспитания объективные противоречия между обновляющимися потребностями обучающегося, регулируются педагогом, что формирует движущие силы процесса воспитания. Разрешение противоречий через активность самого обучающегося способствует его развитию. Происхождение термина «культура» (от лат. cultura – возделывание, воспитание, развитие, почитание) означает исторически сложивший определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженная в типах и формах организации жизни и деятельности людей, их взаимоотношениях. В образовании культура выступает как содержательная составляющая, источник знаний о природе, обществе, способах деятельности, ценностного отношения человека к окружающим людям, труду, общению. Развивая культуру интеллектуальную, обучающиеся в системе среднего профессионального образования, определяют цели и задачи познавательной деятельности, планируют ее. Таким образом, формируется правильное отношение человека к своему здоровью и физическому состоянию, обусловленным образом жизни, системой сохранения здоровья и физкультурноспортивной деятельностью. Выдающийся русский педагог, автор научной системы физического воспитания Лесгафт П.Ф. построил теорию, принципом которой является единство физического и умственного развития, что давало ему возможность рассматривать систему упражнений как средство не только физического воспитания, но также этического и эстетического [2, с.71]. Физическому воспитанию уделяют внимание медики, психологи, педагоги, философы и социологи. Древнегреческий философ-материалист Демокрит (460- 370 гг. до н. э.) считал, что «воспитание» можно получать везде и всегда, огромное значение в воспитании придавал среде, примеру взрослых,  воздействию «доводами». Философ придавал огромное значение воспитанию и считал, что оно ведет к обладанию тремя дарами: «хорошо мыслить, хорошо говорить, хорошо делать». В процессе воспитания главными элементами являются послушание, кротость, смирение, добросовестность, честность, доброта и все это поддерживается доверием к преподавателю. Так как в процессе воспитания особенности физического воспитания направлены, прежде всего, на формирование двигательных навыков и развитие физических качеств, укрепление здоровья. В процессе физического воспитания повышается мотивация, и мобилизуются волевые действия студента. В процессе физического воспитания сущность личности студента проявляется в социально значимых индивидуальных качествах. В их основе лежит нравственное самосознание, которое выполняет функцию нравственной ориентации во время выполнения физических упражнений. Сущность нравственного самосознания личности студента определяет интересы и потребности общества. Спорт и физическая культура являются неотъемлемыми частями нравственного воспитания. Спорт всегда помогал людям приобретать нравственное воспитание и развивать это воспитание в молодом поколении, недаром спорт всегда стоял, и будет стоять у истоков нравственного воспитания, так как только спорт может сделать человека настоящим. Эта оценка спорта в полной мере относится и к возможности его влияния на нравственную культуру общества. Спорт - это часть жизни общества, в которую вложены все нравственные ценности человека. В Толковом словаре русского языка С.И. Ожегова слово нравственность - это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами [3]. В научной литературе широко распространена точка зрения, согласно которой важнейшим проявлением нравственности в спорте являются поведение  спортсмена. Еще великий русский писатель и мыслитель Л.Н. Толстой писал: «Надо непременно встряхивать себя физически, чтобы быть здоровым морально» [4, с. 101]. Этот взгляд справедлив по отношению ко всем видам спорта, так как каждый спорт по-своему замечателен и развивает человека не только физически, но и прежде всего, духовно и морально. Исходя из данной позиции, можно полагать, что спорт оказывает действенное влияние на нравственно-этическое воспитание человека. Очень важно осознать тот факт, сто «во все периоды истории человечество спасали твердость духа, спокойствие души, здравый ум и крепость тела, чтобы жить счастливо, творить и растить потомство, воспитывать детей здоровыми и высоконравственными и моральными личностями [1, с. 24] . Процесс физического воспитания обучающихся включает в себя потенциал в формировании нравственных знаний, интересов, вкусов, деятельности и в целом нравственной культуры личности, что обеспечивает ценность физической культуры и спорта. Таким образом, средства физического воспитания формируют не только физические качества, но и морально-этические, личностные качества, и являются неотъемлемой составной частью нравственных качеств обучающихся. Следует отметить, что каждое средство физического воспитания (основная гимнастика, туризм, спорт, игры, гигиенический фактор), как составная часть физического воспитания как комплексного явления влияют на формирование совокупности моральных качеств, а это доказывает, что физическое воспитание является комплексным средством формирования нравственных качеств у обучающихся. Поэтому благодаря средствам физического воспитания возможно параллельно физическое и социально-духовное развитие студентов.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (33) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Чистякова А.О. ВЛИЯНИЕ СПОРТА НА ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (СПО) // Вестник науки №12 (33) том 1. С. 44 - 48. 2020 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/3847 (дата обращения: 26.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/3847



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2020.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.